Конспект занятия “Как выращивают хлеб”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Как выращивают хлеб»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_pro_khleb.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Познание. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Как выращивают хлеб»

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Задачи : 1. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол, обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.

2. Совершенствовать грамматический строй речи.

3. Учить разгадывать загадки.

4. Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России.

5. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадок, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.

Пахота, сев, посевная, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.

Материалы и оборудование:

Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.

Чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный?», рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.

Литература: К.В. Назаренко «Методические рекомендации к комплекту «Как к нам приходит хлеб»

организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

– Внимание, внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний! Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.

– Ребята, отгадайте загадку:

И чуть подгорелым, иногда

Да ведь это не беда!

– Что это? Ответы детей.

– Правильно, это хлеб.

Снимает салфетку с подноса, на котором находится выставка: хлеб белый и ржаной, сушки, печенье, пряники.

2. Беседа о хлебе.

– Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные.

Дети рассматривают, делятся впечатлениями.

– А кто знает из чего все это делают? Ответы детей.

– А что такое мука, из чего ее получают? Ответы детей.

– Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? Ответы детей.

– Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами-разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землёй и одновременно боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков. (Показ иллюстраций)

Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы в неё поступала влага, воздух и тепло.

– Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его? Ответы детей.

– Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения Погореловского)

Трактора выходят в степи

Тянут плуги на прицепе

Режут плуги, как ножом,

Жирный сочный чернозем.

– И вот земля становится мягкой, рыхлой, послушной. ( Показ иллюстраций)

– Теперь можно начинать сеять!

– К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (Показ иллюстраций)

– Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время все зеленое, очень красивое.

Солнце чертит в небе полосы,

Птицы песни завели…

Созревай же колос к колосу,

Сладкий хлеб моей земли.

– Хлебное поле ещё называю нивой.

(Дети повторяют слово хором и индивидуально)

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе….

– Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально) И на поле выходят другие машины – комбайны. (Показ иллюстраций)

– Он идет волну сечет, из трубы зерно течет» – это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?

Ответы детей. ( комбайнер – новое слово, повторить слово хором и индивидуально)

– Что же делает комбайн? Ответы детей.

– Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны соломы. (Показ иллюстраций)

– Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем. Потом часть зерна в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна. (Показ иллюстраций)

– Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут!

В порошок ее сотрут!

Стали зёрнышки мукою.

Ответы детей. ( на хлебозавод)

– Правильно, муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части и передают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.

3. Физминутка «Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, ( Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. ( Обе ладошки разворачивают вверх )

Очень вкусно! ( Гладят живот)

– Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу.

4. Прочтение пословиц

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята давайте повторим пословицу и запомним её.

Повторение пословицы детьми хором и индивидуально.

– Послушайте, ребята, какие ещё есть пословицы о хлебе:

«Без хлеба – нет обеда»

«Хлеб – батюшка, вода – матушка»

«Будет хлеб – будет и песня»

«Много свету – много хлеба»

«Хлеба надо брать столько – сколько съешь»

«Хлеб надо всегда доедать»

«Хлеб нельзя бросать на пол»

5. Игра с мячом «Вопрос-ответ»

Цель: развивать умение подбирать для ответов однокоренные слова со словом «хлеб».

Игровая задача : при ловле мяча сконцентрироваться и дать правильный ответ на вопрос.

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.

Назови хлеб ласково (Хлебушек)

Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Кто печёт хлеб? (Хлебопек)

Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

– Ребята, скажите, пожалуйста:

Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, жнут)

– Какие машины помогают хлеборобом?

Ответы детей (трактора, комбайны, грузовые машины)

– Как нужно относится к хлебу?

– Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Исследовательский проект “Как мы вырастили хлеб”

Исследовательский проект “Как мы вырастили хлеб”. В данной работе представлено исследование ученика 4 класса Бармотина Алексея и учителя Сметанкиной Антонины Александровны. Алексей, вместе со своей семьёй фермерами, изучил техналогию выращивания хлеба. Подробно описал свои наблюдения. Учитель ему помогла в этом.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект “Как мы вырастили хлеб”»

Научно-практическая конференция учащихся « Старт в науку»

Тема проекта, исследования

«Как мы вырастили хлеб»

Бармотин Алексей учащийся 4 А класса

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»

Майнского района Ульяновской области

Сметанкина Антонина Александровна,

учитель начальных классов, высшей категории

Введение стр. 3-5

Основная часть стр.6-12

2)История возникновения хлеба.

4)Как хлеб получил своё название.

5)Где какой хлеб пекут?

6)Полезен ли хлеб?

3. Практическая часть. стр.13-18

1)Как хлеб приходит к нам на стол?

2)Экскурсия в пекарню.

4. Заключение. стр.19

Идея возникновения проекта.

Мой папа любит работать на земле. Он шёл к своей мечте с самого детства. Закончил «Сельско- хозяйственную академию» Агрономический факультет. После окончания его пригласили на практику в село Вязовка поработать агрономом. Набрав практического опыта, он решил приобрести свою землю и тогда 17 ноября 2005года мои родители стали фермерами с площадью 20 гектар. От года в год площадь росла и на данный момент у нас 700 гектар. Это наше будущее и настоящее всей нашей семьи. Я уважаю труд своих родителей. Меня заинтересовало, чем занимается моя семья. Хоть я ещё маленький, но мне хочется быть полезным своей семье. Так я задумал своё исследование.

Тема исследования: «Как мы вырастили хлеб»

Цель: изучить процессы выращивания хлеба.

– изучить историю возникновения хлеба

– исследовать выращивание злаковых культур, наблюдать за их ростом и развитием

-проследить путь преобразования от зерна до технологии приготовления хлеба

Актуальность

Мне приходилось видеть, среди моих друзей, небрежное отношение к хлебу.

В человеческом сознании хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Я наблюдал как мои родители с утра до ночи трудятся на своём поле, чтобы вырастить вкусный хлеб. Чем больше мои друзья будут знать о нем, тем дороже он станет им.

Объект исследования: КФХ «Бармотин А.В.», Майнский элеватор, хлебопекарня.

Предмет исследования: каравай на столе

Гипотеза исследования:

Я предположил, что изучив труд хлеборобов, узнав каким способом получают муку , где и как выпекают хлеб, вызову бережное отношение к самому дорогому продукту-хлебу

Проблема исследования: Почему люди так берегут, ценят хлеб.

Методы исследования:

изучение специальной литературы, сбор информации;

собственные наблюдения, сравнение и анализ всей информации;

обобщение результатов деятельности.

Планируемый конечный результат:

Изучить процессы выращивания хлеба. Узнать историю возникновения хлеба. Научиться быть помощником своим родителям в их нелёгком труде. Вызвать бережное отношение к самому дорогому продукту-хлебу среди своих одноклассников.

Этапы проектной деятельности.

1 этап – выбор темы (подготовительный этап)

2 этап – организация деятельности (планирование работы)

3 этап – исследование

4 этап – изучение собранного материала

5 этап посещение хлебопекарни, элеватора

5 этап выступление перед учениками своего класса

6 этап – защита проекта

История возникновения хлеба.

Как хлеб получил своё название

Приметы, связанные с хлебом

Где какой хлеб пекут?

Полезен ли хлеб?

Пословицы и поговорки про хлеб.

Как хлеб приходит к нам на стол?

2)Встреча с пекарем. Экскурсия в пекарню.

Основная часть

1.Анализ анкеты

Опрос среди учеников класса

Я решил провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. С помощью учителя подготовил анкету.

Всего опрошено было 20 детей.

Проведя опрос учащихся 4 класса, я выяснил следующее:

1. Как часто вы едите хлеб?

Основная масса учащихся употребляют в пищу хлеб ежедневно и без него не представляют свой дневной рацион (93,3%). Всего 4 человека сказали, что хлеб употребляет редко, и 2 человека сказали, что не едят хлеб вообще. Это говорит о том, что хлеб пользуется большой популярностью, его любят дети, не смотря на большое изобилие других продуктов.

2. Что для тебя кусочек хлеба?

Из диаграммы видно, что большинство ребят класса понимают и знают, что хлеб – это продукт, который достаётся людям тяжело. Он приходит в наш дом в результате тяжёлого труда многих людей (93,3% – 18 чел.), что его надо ценить и ни в коем случае он не должен быть предметом игры (0 %). 2 человека из класса считают его просто пищей.

3.Представьте себе, что хлеб исчезнет с лица земли, что бы вы почувствовали?

Данная диаграмма показывает, что все ребята понимают значимость хлеба в жизни людей, ценят его и считают, что с хлебом и вся другая наша еда становится вкуснее. Радует и то, что никто из учащихся не считает, что если бы хлеба не было в нашей жизни, то ничего бы не изменилось.

4. Куда девается в вашей семье черствый хлеб?

Очень часто, покупая хлеб, мы не задумываемся, а на самом ли деле нам его столько надо, или можно купить гораздо меньше. Если всё же такое происходит, куда же девается «старый» хлеб? Этот вопрос я задал учащимся класса.

Что очень порадовало, так это то, что ни в одной семье хлеб не выкидывается. У некоторых семей класса есть свои хозяйства и в них оставшийся хлеб скармливается домашним животным (10 % – 2 чел.), 90 %

учащихся (18 чел.) сказало, что они сушат сухари, никто не сказал, что хлеба у них не остаётся.

Вывод: в ходе опроса я выяснил, что все ребята понимают роль хлеба в жизни человека, знают, что его надо беречь, понимают, что достаётся он человеку тяжёлым трудом.

2.История возникновения хлеба

Хлеб – один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите. По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей.

Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Около 1000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе.

3.Хлеб на Руси

История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В поисках пищи люди обратили внимание на злаковые растения. Долго в пищу употребляли зерна в сыром виде, потом научились растирать их между камнями, получали крупу, варили как кашу.

Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилось и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом,

аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.

4.Как хлеб получил своё название

Слово «хлеб» произошло от древнегреческого языка. Тогда выпечка готовилась в специальной посуде, называющейся «клибанос». В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», которое напоминает наш «хлеб».

Существовали различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.

Вот некоторые из них:

Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание — недуги, голод, нужда.

Если в начале обеда и по его завершении съедать ломтик хлеба с солью, человек будет счастливым.

Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто то из ваших близких терпит нужду и голод.

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

5.Где какой хлеб пекут?

В каждой стране или даже области существуют уникальные рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.

В Мексике делают кукурузные тортильи и рулеты. В Перу популярны картофельные хлеба и сладкие бискочос с тыквой, которые едят со сладким фруктовым соусом и шоколадом. Французский багет имеет плотную корку и большие полости внутри.В Испании хлеб называется «пан» и встречается в 315 разновидностях. Традиционный финский хлеб выпекается из ржаной муки; он круглый, с отверстием посередине.

Самый богатый выбор хлеба на сегодняшний день в Германии – около 500 сортов хлеба и более 1000 видов сладких булочек.

В Индии и Пакистане делают роти и чапати из разных видов муки, включая горчичную. Пури – вид круглых жареных хлебов. В еврейской кухне есть интересный рецепт яично-медового пышного хлеба шалла.

6.Полезен ли хлеб? Хлеб богат углеводами, белками и витаминами, особенно группы В. В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Еще он содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.

Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть — в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. На чёрном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба для здоровья. Однако хлеб беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром, простоквашей. Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.

Пословицы и поговорки про хлеб

Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и взаимовыручке. Вот несколько из них:

Как вырасти ли хлеб

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем,

Притом, забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного черствый,

А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз.

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)

Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

Посеешь в пору – соберешь зерна гору.

Лучше голодай, а добрым семенем засевай.

Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.

Некогда лежать, когда пришла пора жать.

Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Исследовательская работа «Откуда хлеб на стол пришёл»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

«Откуда хлеб на стол пришёл»

Автор исследовательской работы:

ученица 1 В класса Кысса Александра

Руководитель проекта: учитель начальных классов Саттарова В. В

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала хлеб. Хлеб есть на каждом столе, в каждом доме. Как говорит русская народная пословица: Хлеб – всему голова!

Цель: Узнать историю возникновения хлеба, виды хлеба. Проследить весь путь появления хлеба на столе. Попробовать самой испечь хлеб.

Задачи исследования:

изучить исторические сведения о хлебе;

познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба;

узнать о сортах хлеба;

уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба;

проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

1) Изучение научно – популярной литературы;

2) Беседа с родителями и специалистами;

3) Собственные наблюдения;

4) Проведение эксперимента в домашних условиях;

5) Работа с интернет ресурсами;

Гипотеза: Я предположила, что получение хлеба – результат труда людей разных профессий.

Практическое значение: Результаты исследований, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях. Они интересны и познавательны.

Выводы: В результате проделанной работы я:

Изучила исторические сведения о хлебе.

Познакомилась с профессиями людей, связанных с получением хлеба.

Узнала о разных сортах хлеба.

Узнала о последовательности этапов получения хлеба.

Хлеб: как всё начиналось ……….

Профессии людей, связанных с получением хлеба …..

Этапы получения хлеба ……….

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала хлеб. Хлеб есть на каждом столе, в каждом доме. Как говорит русская народная пословица: Хлеб – всему голова!

Цель: Узнать историю возникновения хлеба, виды хлеба. Проследить весь путь появления хлеба на столе. Попробовать самой испечь хлеб.

Задачи исследования:

1. изучить исторические сведения о хлебе;

2. познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба;

3. узнать о сортах хлеба;

4. уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба;

6. проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

1) Изучение научно – популярной литературы;

2) Беседа с родителями и специалистами;

3) Собственные наблюдения;

4) Проведение эксперимента в домашних условиях;

5) Работа с интернет ресурсами;

Гипотеза: Я предположила, что получение хлеба – результат труда людей разных профессий.

Практическое значение: Результаты исследований, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях. Они интересны и познавательны.

Выводы: В результате проделанной работы я:

Изучила исторические сведения о хлебе.

Познакомилась с профессиями людей, связанных с получением хлеба.

Узнала о разных сортах хлеба.

Узнала о последовательности этапов получения хлеба.

Основная часть

Хлеб: как всё начиналось

Хлеб является основным из продуктов, которые каждодневно употребляет каждый из нас. Люди с древних времён почитали хлеб и старались употреблять его как можно чаще.

Нет исторических данных насчёт того, когда человек впервые испёк хлеб. Но, конечно, это произошло тогда, когда первобытные люди научились засевать поля зерном и получать урожай. Сначала древние люди употребляли зёрна сырыми, а уж потом научились делать из них хлеб.

Считается, что первые дикие хлебные злаки были найдены в Средней Азии.

В древнем Египте тоже был свой хлеб. Эти древние народы в основном выращивали пшеницу и ячмень. Греки начали выращивать хлеб следом за египтянами, а следом за ними римляне. Постепенно искусство выпекания хлеба распространилось по всей Западной Европе.

Древние люди сначала научились делать кашу из хлебных зерён, когда зёрна размягчали в специальной ступке из дерева, после чего они уже использовались в качестве крупы. Но, конечно, люди стремились улучшить свои кулинарные навыки, чтобы еда была не только питательной, но и вкусной.

Следующим этапом на пути к хлебу стало поджаривание зерен для более лёгкой дальнейшее обработки. Во время прожарки легче было отделить зёрна от внешней оболочки, также они становились сладковатыми на вкус.

Такая каша повсеместно использовалась многими древними народами, к примеру, в римской армии. Постепенно кашу делали более густой, а зерно дробили ещё мельче, пока однажды не приготовили муку, из которой уже и стали выпекать хлеб.

Профессии людей, связанных с получением хлеба

Тракторист, Шофёр, Комбайнер, Агроном это люди, которые выращивают хлеб под общим названием Хлеборобы. В выращивании хлеба задействовано очень много людей с разной профессией и с одним направлением.

Издавна профессия хлебороба на селе была одной из самых уважаемых и почётных. Ведь чтобы вырастить хлеб, надо любить, прежде всего, родную землю, отдавать ей частичку душевного тепла. А еще в совершенстве владеть техникой.

Одной из самых важных называют профессию тракториста. Трактор участвует почти во всех сельскохозяйственных работах. Весной и осенью трактор – пахарь.

После окончания пахоты тракторист принимается за боронование полей. Участвует трактор и в прополке посевов, иначе пропадёт весь труд – сорняки задушат молодые, слабые всходы.

Кто самый главный человек в селе? Председатель или экономист? Да нет же! Главный тот, кто выращивает хлеб, кто пашет бескрайнее поле, сеет зерна в землю, а осенью убирает колосья, налитые золотым зерном. Речь идёт именно о сельском механизаторе.

Могучая техника доверена сельским механизаторам. Ни одной борозды не проводится в поле без участия машин, а значит, и механизаторов. Ни одно семя, клубень не кладётся в почву без них, почти все операции по выращиванию, уборке и переработке выполняют они – механизаторы.

Механизатор – это рабочий сельского хозяйства, знающий и использующий не только тракторы, комбайны, но и множество орудий и механизмов.

В профессию «сельский механизатор» входят профессии тракториста и комбайнера.

Комбайн – это сложная зерноуборочная машина, работающая исключительно на уборке хлебов. Комбайн косит хлеб, обмолачивает его, ссыпает зерно сначала в особый бункер, а затем в грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на ее место уже следующая подъезжает. И так без остановки. Бывает, и днем и ночью идет работа, пока весь урожай не уберут.

Обслуживают комбайн два человека – комбайнёр и его помощник. Во время уборки комбайнёры становятся настоящими героями села. В их руках судьба урожая. Без комбайнов на уборке всегда не хватало бы рабочих рук.

Чтобы урожай был богаче, в лабораториях работают ученые, где много разных приборов. Одни помогают определить, сколько в зерне влаги, другие – сколько в нем питательных веществ.

Сорта хлеба

Народная мудрость гласит: «Хлеб всему голова!». И, в самом деле, редко можно встретить человека, который не ест хлеб или другие хлебобулочные изделия.

Сорт хлеба, в первую очередь, определяется тем, какая мука была использована в процессе его приготовления. Так существуют ржаные и пшеничные, пшенично-ржаные и ржано-пшеничные хлебные изделия.

Какие сорта хлеба бывают

Обычный белый хлеб , выпеченный из пшеничной муки без добавления каких-либо специй.

Первый хлеб, привычный для нас, появился на нашем столе более 7 тысяч лет назад благодаря египтянам. Египтяне первыми обнаружили, что при добавлении дрожжей или кислого молока, хлеб получается более вкусным, пышным и питательным. В те времена хлеб был очень дорогим, и только правители или особо влиятельные люди могли позволить себе этот продукт на своем столе . Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. Со временем пышный и душистый белый хлеб стал доступен и простым людям. К белому хлебу относились с благоговейным почтением и приписывали ему целебные свойства: свежеиспеченным хлебом лечили насморк, а черствым – заболевания желудка и кишечника.

2. Ржаной, или черный хлеб , считающийся чуть более полезным сортом, чем белый, благодаря меньшей калорийности.

Ржаной хлеб обладает более ярким ароматом, чем белый и имеет по сравнению с ним значительные преимущества в плане здоровья. Вкусный темный хлеб не повышает сахар в крови, содержит целый комплекс витаминов, поэтому издавна используется для борьбы с авитаминозом и других заболеваний.

3. Цельнозерновой хлеб приносит неоценимую пользу нашему организму, так как в нём содержатся множество полезных элементов, которые необходимы человеку для здоровья. Большинство людей, заменивших в семейном рационе питания привычный “нарезной батон” на полноценный зерновой хлеб, приготовленный из неочищенной пшеничной или ржаной муки , отмечают не только улучшение общего состояния (особенно, если до этого их самочувствие было неважным), но и некую появившуюся дополнительную энергию (силу) и ощущение легкости.

4. Кукурузный хлеб в нашей стране остаётся забавой домохозяек. В магазине его не купишь и даже в ресторане не поешь. А между тем по своим свойствам он превосходит и обычный белый , и даже ржаной . Полезных свойств у кукурузного хлеба сразу несколько. Среди них:

А. Невысокая калорийность. Значит хлеб из кукурузной крупы не только не способствует набору веса, но и рекомендуется диетологами для тех, кто хочет похудеть.

Б. Высокое содержание витаминов и минеральных компонентов.

Просто удивительно, что кукурузный хлеб, польза которого столь велика, до сих пор не стал постоянным соседом пшеничного, ржаного и других сортов на полках магазинов.

5. Картофельный хлеб совсем уж большая редкость. Тем не менее, с распространением хлебопечек его активно начали готовить домохозяйки, пытающиеся потреблять поменьше мучного.

На самом деле это сорт не является полностью картофельным. Картошка в его составе выполняет только роль добавки, придающей дополнительный вкус и улучшающий кулинарные и диетические свойства изделия. Как правило, чтобы приготовить картофельный хлеб, пюре смешивают с пшеничной мукой в отношениях 1 : 2 по массе.

6. Бездрожжевой хлеб – это хлеб, сделанный из пресного теста без добавления дрожжей. Еще 30 тыс. лет назад, т.е. задолго до Древнего Египта, люди знали, как приготовить бездрожжевой хлеб. И пекли они его из муки и воды на раскаленных плоских камнях. Традиция печь хлеб без дрожжей и закваски сохранилась до сих пор. Это еврейская маца и итальянская фокачча, персидский и армянский лаваш и мексиканская тортилла, индийская чапати и русская лепешка. Бездрожжевой хлеб лучше усваивается и облегчает процесс пищеварения. Бездрожжевой хлеб , являющийся скорее не одним сортом, а целым набором сортов. В разные виды бездрожжевого хлеба вместо дрожжей добавляют специальные закваски.

Этапы получения хлеба

Зерно хранят в особых хранилищах – элеваторах. Элеватор это сооружение для хранения больших партий зерна. Оттуда оно попадает в цеха мукомольного завода. Там зерно перерабатывают в муку. Далее грузовики доставляют муку в пекарни.

В пекарнях муку сначала просеивают. Далее всё делает месильная машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает. Из месилки густая белая масса медленно сползает в железный ящик – бункер делительной машины. Крутится барабан машины и отделяет, отхватывает от теста небольшие ровные кусочки. Все куски одинаковые – из каждого должен получиться батон. Только они еще сырые. Им еще в печи нужно побывать, испечься и подрумяниться. В пекарне много таких печей. Из одних выползают батоны, из других – булочки, из третьих – рогалики. Есть в пекарне самый «вкусный» конвейер, где делают кондитерские изделия. С утра до вечера движутся по нему заготовки для различных пирожных.

Практическая часть

Дома с мамой мы решили испечь не совсем обычный хлеб – Томатный.

Положили в миску муку (400 гр.), сухие дрожжи (1.5 ст.л), соль (1.5 ч.л.), сахар (1 ч.л.), лук (зелёный, сушёный – 10 гр.) и чеснок (сушёный – 1 ч.л.).

Тщательно всё перемешали.

Развели томатную пасту (220 мл.) тёплой кипячёной водой и влили в сухую смесь.

Когда замешивали тесто, добавили растительное масло (1.5 ст.л.). Тесто получилось мягкое, слегка липкое.

Оставили тесто в тёплом месте на 1.5 часа.

Из подошедшего теста сформировали батон, уложили на противень, посыпанный мукой. Сделали на будущем хлебе несколько косых надрезов и оставили на некоторое время.

Через некоторое время батон увеличился в 1.5 раза. И мы с мамой поставили противень с хлебом в духовку.

Духовку разогрели до 230 – 240 градусов и выпекаем в духовке хлеб в течении 10 минут. Затем убавили температуру до 200 градусов и выпекали ещё 40 минут. Готовый хлеб накрыли полотенцем и дали остыть.

Из результатов проведенного исследования я узнала, что

Что хлеб берёт своё начало в древности.

Хлеб очень полезен для человеческого организма.

Получение хлеба – это сложный, трудоёмкий процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.

В производстве хлеба принимают участие люди разных профессий. Каждый из них выполняет важную и нужную работу.

Я не только узнала, как появляется хлеб на нашем столе, но и сама испекла свой первый хлеб.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.

Я закончила своё исследование по теме «Откуда хлеб на стол пришёл». Теперь я знаю, откуда берется хлеб, как его сеют, убирают и пекут. Знаю, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнеры, ученые, пекари, чтобы утром, когда я проснусь, на столе всегда лежала свежая булка хлеба.

1. Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1990 г

2. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва “Педагогика”, 1990 г.

3. Багрова Л.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997 г

4. Р.Б. Кондратьев “Семенное зерно Сибири”, Москва, “Росагропромиздат”, 1998 г.

5. Извекова Л.Н. «Что всего дороже?». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984 г

6. М.А. Федоров “Юному хлеборобу”, Москва “Россельхозиздат”, 1984 г.

7. Крючков В.Р. «Испекли мы каравай». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984 г

8. А.Митяев “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”, Москав “Детская литература”, 1990 г.

9. Степаненко В.И. «Хлеб». – М.: Агропромиздат, 1989 г

10. М.Ивин “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская литература, 1980 г.

Хлеб: как всё начиналось.

Профессии людей, связанных с получением хлеба

Сорта хлеба

Белый хлеб

Ржаной хлеб

Цельнозерновой хлеб

Кукурузный хлеб

Бездрожжевой хлеб

«Вытягивающие» упражнения для тех, кто хочет стать выше

Для взрослых людей средним ростом сейчас считается 176 см у мужчин и 164 см у женщин. Как правило, этих величин дети достигают в период полового созревания: девочки – примерно в 12–16 лет, мальчики – в 13–17. При этом самый плодотворный период для набора роста – с 10 до 12 лет у девочек, с 13 до 16 – у мальчиков. Именно в эти годы стоит напирать на «вытягивающие» упражнения. Впрочем, их можно начинать делать и раньше – лет в 8–9, и позже.

В теории…

Не стоит думать, что тренировки на вырост могут оказаться чрезмерными и ваш ребенок к 21 году станет двухметровым «баскетболистом». Для такого роста в первую очередь нужны соответствующие гены. Посмотрите на супруга и ваших с ним родителей: если среди них как минимум двое ростом под два метра, то действительно шанс вырасти в «коломенскую версту» у ребенка есть. Остальным же, как ни упражняйся, гигантами не стать.

Помимо тренировок надо учитывать еще и законы биологии.

Что способствует интенсивному росту кроме упражнений?

Ребенку надо правильно питаться. Для роста нужен белок (мясо, яйца, молочные продукты, рыба) – из него формируются кости и хрящи. При недостатке животного белка телу просто не из чего построить высоту. Так что до 20–21 года не поощряйте в ребенке вегетарианство: в бобовых и прочих растительных источниках белок неполноценный, для роста он не годится.

Спать надо не менее 8 часов и обязательно в темноте. Во сне и без света организм вырабатывает большую часть гормонов, отвечающих за рост. И нель­зя есть сладости за 2–3 часа до сна: они снижают выработку гормона роста (соматотропина).

До 17–18 лет нельзя делать силовые упражнения, дающие вертикальную нагрузку на позвоночник. Иными словами, нельзя класть отягощения на плечи и поднимать большой вес стоя или сидя.

…и на практике

Все упражнения надо делать в спокойном темпе, без рывков и раскачки.

1. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Поднять руки над головой, сцепить пальцы в замок. Вывернуть ладони вверх, встать на носки, посмотреть на ладони и тянуться вверх. Опуститься на пятки и повторить 20 раз.

2. Расставить ноги шире плеч. Наклониться вперед, поставить пальцы на пол (если не получается, расставьте пошире ноги) и потянуться грудью и плечами к полу, как бы держась за него пальцами. Выпрямиться и повторить 15 раз.

3. Повиснуть на турнике. Идеально – 10–15 раз подтянуться. Если не получается, то просто висеть, вытягивая к полу то одну, то другую ногу по 10–15 раз.

4. Сесть на пол, ноги соединить, носки потянуть на себя. Потянуться руками так, чтобы взяться за носки, лбом при этом постараться коснуться коленей. Выпрямиться и повторить 15 раз.

5. Встать на одно колено, стопу положить на пол, вторую ногу вытяните вперед как можно дальше и поставьте на пятку. Тянуться к носку выставленной вперед ноги руками, грудью к колену той же ноги. Выпрямиться, сесть на пятку и повторить 10 раз, затем поменять ноги местами и сделать еще 10 раз.

6. Лечь на живот, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, взять их руками. Прогнуться назад, стараясь выпрямить ноги, отрывая для этого от пола голову, плечи и таз. Расслабиться, лечь на пол и повторить 8 раз.

7. Лечь на спину, руки развести в стороны и прижать к полу. Согнутые в коленях ноги поднять, перенести направо и выпрямить, стараясь положить их на пол. Правая нога касается пола, левая лежит на ней. При этом таз и часть спины переворачиваются на бок. Левую (противоположную) руку, плечо и лопатку стараться не отрывать от пола! Сгибая, вернуть ноги в центр и сделать то же самое в другую сторону. По 10 раз в каждую сторону.

8. Лечь на спину, руки подвести под поясницу. Поднять ноги, отрывая от пола таз и стараясь коснуться пальцами ног пола за головой. Руки подпирают поясницу и помогают поднять таз выше. В крайней точке досчитать до 15 и опуститься. Повторить 6 раз.

9. Лежа на спине, поднять вверх прямые руки и ноги. Потянуться пальцами вверх, напрягая шею, таз и живот, мелко-мелко потрясти конечностями, считая до 30.

Как ускорить рост подростку 13-16 лет

Человеческий рост вызван факторами генетики, зависящий от неё на 70— 80%. У родителей с низким ростом, как правило, маловероятно рождение высоких детей. Но это не повод думать, что невозможно на это воздействовать. Как ускорить рост подростку 13-16 лет — ваша цель убрать все моменты, которые препятствуют росту и задерживают его.

Алкоголь и наркотики — основные противники формирования организма. Во время подросткового развития большое количество вредных веществ и нездоровое питание приводят к остановке роста.

Как ускорить рост подростку 13-16 лет: чего ждать максимум

Отталкиваясь от роста своих родителей можно приблизительно предугадать свой будущий рост, по данным расчётам.

Суммируйте рост родителей. К полученной цифре прибавьте 13 сантиметров если вы парень, а если вы девушка отнимите 13 сантиметров. Окончательную сумму разделите на 2.

В конце расчёта получите ваш приблизительный рост с погрешностью в 10 сантиметров.

Правильное питание залог здорового ускоренного роста

Всегда нужно следовать сбалансированному питанию. Есть продукты с содержанием белка, например, рыбу и мясомолочные изделия. Они способствуют здоровому развитию мышечной массы. Для здоровья костей употребляют в пищу продукты с содержанием кальция.

Научно доказано, что нехватка цинка в организме приводит к замедлению роста, поэтому следует употреблять тыкву, арахис, крабовое мясо и устрицы. Помимо этого, правильное питание – гарантия красоты, здоровья и хорошего настроения.

Как увеличить рост подростку с помощью спорта

Спортивные нагрузки имеют важную роль во время подросткового формирования.

Когда у вас есть свободная минута потратьте её, чтобы погулять на свежем воздухе.

Как увеличить рост подростку в домашних условиях: спите

Здоровый сон — гарант полноценного роста. До 20 летнего возраста рекомендуется спать по 10 часов. Именно на это время приходится выработка гормона роста.

Как увеличить рост подростку девочке визуально

Как ускорить рост подростку 10 советов видео

Как повысить подростку выработку гормона роста

Как девочке вырасти выше родителей

В свете последних тенденций нас убеждают, будто все одинаково красивы, и даже толстые маленькие ничем не хуже стройных и высоких. Несмотря на это на подсознательном уровне мы больше тянемся к высоким и стройным. Поэтому быть высокой и стройной лучше. Только изменить свой рост после 17 лет почти невыполнимая задача.

Большинство девочек активно растут с 10 до 15 лет, потом рост замедляется и прекращается. Обычно в 15-17 лет девочка достигает своего постоянного роста. С возрастом она может стать только ниже, если будет сутулиться и вести неправильный образ жизни. Еще может расти в ширину, в чем многие сильно преуспевают.

В 10-15 лет редкий ребенок понимает, как питаться и чем заниматься, чтобы вырасти выше своих родителей. Посему, это задача родителей – обладать знанием и создавать все условия для наилучшего развития ребенка.

Какие факторы влияют на рост девочек?

По утверждениям ученых наибольшее влияние на наш рост оказывают гены. Даже существуют формулы для расчета роста будущего ребенка. Для девочек формула выглядит таким образом:

Ученые посвящают всю жизнь изучению наук и явлений, но они часто ошибаются. Я сама тому пример – мой рост на 20 сантиметров выше отца! Генетика непростая наука, ученым предстоит еще множество открытий. Самое главное, что кроме генетики имеются другие факторы роста, именно на них надо обращать внимание.

Самая активная фаза роста девочек проходит в возрасте от 10 до 15 лет. В этот период надо создать все условия, чтобы девочка максимально выросла.

Наиболее активно девочки растут весной и летом. Осенью рост тоже продолжается, но большей частью в объемах, организм накапливает ресурсы для зимнего периода. Посему именно весной-летом надо уделять особенное внимание питанию, выбирать те продукты, которые способствуют росту. А еще надо делать простые упражнения.

1. Сбалансированное питание. Здесь мы не будем разбирать весь рацион питания ребенка, на эту тему написаны целые книги. Просто надо знать – правильное питание важно на протяжении всей жизни, а в возрасте 10-15 лет весной и летом питанию надо уделить особенное внимание.

Здесь важен гормон роста. Чтобы этот гормон стимулировался в организме девочки, ей нужна здоровая белковая пища и витамины. В рационе девочки должны присутствовать творог, нежирное отварное мясо, рыба, крабы и другие морепродукты. Полезна печень, сливочное мало, молоко, орехи, свежая зелень, ягоды и фрукты. Не стоит забывать об овощах – перетертая морковь с оливковым маслом тоже прекрасный выбор для растущей девочки.

2. Сладости являются любимым лакомством для большинства детей. Только глюкоза подавляет гормон роста! Еще большинство сладостей делаются из сомнительных продуктов. По мнению многих ученых сладости могут приносить вред не только зубам, коже, но и замедлять рост. Посему, не приучайте ребенка к конфетам, пирожным и булочкам. Пусть ест ягоды, фрукты и немного меда. Потом будет благодарна.

Мне не покупали в детстве мороженое, конфеты и пирожные. Вместо сладостей меня кормили разными ягодами. Это оказало позитивное влияние. Выросла высокая, а сладости абсолютно безразличны. Множество девушек и женщин не могут устоять перед кондитерскими изделиями, а мне все безразлично.

В раннем возрасте можно развить плохие привычки, и потом всю жизнь с ними бороться, а можно воспитать ребенка с хорошими привычками, тогда у вашей девочки жизнь сложится намного лучше.

3. Лекарственные препараты. Некоторые лекарства могут замедлять рост. Например, группа препаратов кортикостероидов способствует замедлению роста. Вообще все лекарства, содержащие гормоны или оказывающие влияние на гормоны, могут оказать негативное влияние.

4. Домашний турник – хороший помощник не только для мальчиков. Чтобы ускорить рост весной-летом, девочке надо периодически в течение дня подходить к турнику и просто висеть на нем, максимально долго, пока не устанет. Помимо роста турник хорошо влияет на осанку. Когда девочка висит на турнике, позвоночник распрямляется. Если турник входит в привычку, как чистка зубов и умывание, он реально поможет вырасти и быть стройной!

5. Солнце и ультрафиолет. Ребенка можно воспитать по-разному, одни постоянно берут детей на пляж и проводят там много часов, другие родители берегут девочку от солнца. Ученые рекомендуют разумный баланс. Ребенок не должен часами играть на пляже, но и дома просиживать не хорошо. Ультрафиолет в небольших дозах стимулирует рост, а переизбыток солнечных лучей замедляет рост и создает предпосылки к появлению пигментных пятен, родинок и морщин в недалеком будущем.

6. Психологическое состояние девочки. Рост ребенка зависит от состояния психики и удовлетворенности жизнью. Ученые используют даже такую формулировку – психосоциальная низкорослость. Если в семье постоянно скандалы, ребенок все это видит, выработка гормона роста тоже снижается. Только здесь все намного сложнее, чем с питанием. Вывести формулу роста, развития и счастья для ребенка из проблемной семьи совсем нереально.

Разные дети из одной семьи могут совсем по-разному воспринимать реальность, но зачастую они легче усваивают слабости и пороки. Посему, подавайте хороший пример, а не просто объясняйте на словах, как надо жить. Будущее ребенка зависит от нас, ведь дети часто не знают, что для них лучше.

Читайте также:  Альгицид для аквариума и бассейна (Популярные препараты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *