Как сажать картошку не пророщенную картошку

Картошка: сажаем правильно

Картофель любят все, и кажется, что каждый сам себе эксперт в выращивании этой культуры. Но есть агротехнические правила, которые позволяют получить больший урожай; есть сорта, которые вкуснее других и лучше хранятся. Об этом свидетельствует опыт участников FORUMHOUSE, который мы изучили и систематизировали.

Содержание:

  • Особенности картофеля
  • Как сажать ранний картофель
  • Как сажать картофель для длительного хранения
  • Агротехнические приемы, улучшающие урожай картофеля
  • Популярные сорта картофеля

Особенности картофеля

Главное, что надо знать при выращивании картофеля – не имеет смысла сажать его рано (оговоримся – обычным способом не имеет, о том, которым имеет, расскажем ниже).

Именно поэтому агрономы всегда предостерегают любителей от ранней посадки: клубни бесполезно «просидят» в холодной земле по 30-40 дней, толку не будет.

При этом у картофеля короткий срок вегетации – от 60 до 120 дней в зависимости от сорта, так что вырасти он все равно успеет, даже если тепло придет на ваш участок в конце мая. Еще: при любом способе посадки не надо закапывать клубни глубоко: так он не только хуже всходит, но и больше болеет.

Как вырастить ранний картофель

К середине лета, когда появляются нормальные свежие овощи, старый картофель из погреба есть уже не хочется. К этому времени уже можно получить ранний картофель нового урожая. Этот картофель «на поесть» сажают в небольших количествах гораздо раньше, чем остальной, который будет храниться всю зиму. Сроки посадки такого картофеля зависят от региона – так, на юге это март или даже февраль, а там, где холоднее – апрель. Способ, который применяется для ранней посадки, совместим с холодной почвой, потому что сажать мы будем пророщенную и даже уже подрощенную картошку.

Примерно за два месяца до посадки клубни проращивают, используя метод создания искусственного перепада температур: сначала клубни (они должны лежать в ящике в один или два слоя) на некоторое время оставляют в очень теплом помещении от 22 до 26 градусов, после того, как глазки «проклюнутся», и ростки дорастают до 5 мм, выносят в прохладу – туда, где 8-10 градусов, и много света. Идеальным местом может быть лоджия или веранда с большими окнами. В это время ящики с клубнями меняют местами, а клубни в них перекладывают, чтобы света досталось всем – это замедляет рост росточков.

Когда до посадки осталось 9-10 дней, клубни помещают во влажную среду. Чаще всего это смесь из опилок и перегноя. Технология такая: в ящик насыпают слой опилок и перегноя (3-5 см), на нее перекладывают клубни – как можно осторожнее, чтобы не сломать ростки, снова засыпают той же смесью опилок и перегноя, потом снова слой картофеля и т.д. В ящике допускается максимум пять картофельных слоев. После того, как верхняя картошка засыпана, опилкоперегной как следует поливают водой, чтобы увлажнились все его слои, включая самый нижний. В эту воду можно (и нужно) добавить медный купорос из расчета 10 граммов на 10 литров воды. Эти ящики держат в температуре 15 градусов, и, если все сделано правильно, у клубней уже на третьи сутки должны появиться корешки.

После появления корешков рекомендуется полить проращиваемую картошку биостимуляторами: Эпином (полампулы на 200 мл воды), янтарной кислотой или янтарином (0,005%).

Обычный картофель сажают тогда, когда земля прогревается до +8 градусов на глубине 10 см. Вышеописанная технология позволяет не дожидаться этого и сажать клубни в непрогретую почву. Не надо этого бояться, скорее, больше опасностей сулит слишком долгое содержание в ящиках во влажной среде – корни и росточки будут спутываться и отламываться.

Чтобы уберечь хрупкие корни и росточки, клубни можно проращивать в кулечках с землей.

Мне удобнее кулёчки с почвой и клубнем проращивать в обувных коробках. Думаю 15-18 марта закопать в кулёчки (сейчас на лоджии на свету стоит), сажать 7-10 апреля.

Перед посадкой пророщенные клубни посыпают древесной золой (на 20 кг клубней – 1 стакан золы). Вообще считается, что если внести в лунку древесную золу, это скажется не только на росте растения, но и на качестве будущих клубней – они станут более рассыпчатыми при приготовлении.

Ранний картофель сажают мелко, на глубину 5-7 см, это позволит ускорить появление всходов. Посадки сразу же укрывают лутрастилом или полиэтиленовой пленкой, края материала закрепляют, присыпав землей. Укрывной материал убирают, когда всходы дорастут до 25 см, а так как погода в это время неустойчивая, кустики сразу же окучивают как можно выше и таким образом защищают ботву от заморозков на почве. Если картошку все-таки прибило заморозком, ботву надо обязательно опрыскать раствором Эпина или СИЛКа.

Все эти приемы позволят ускорить появление урожая на 15-20 дней: непророщенные клубни начинают прорастать только через 1-2 недели после посадки, и еще около двадцати дней надо ждать, пока покажутся первые всходы.

Как посадить обычную картошку: приемы, повышающие урожай

Клубни семенного картофеля должны быть здоровыми, без признаков гнили или подморожения. Пятна на кожуре, скорее всего, указывают на фитофотороз или другое заболевание. Кроме того, клубни должны быть отобраны по размеру – тогда все растения на картофельной грядке будут развиваться равномерно. В большинстве регионов нашей страны оптимально отбирать для посадки клубни весом в 50-80 граммов.

Как правило, для семян отбирают клубни весом в 40-60 граммов. Ну, а в магазинах продают семенную картошку 20-40 граммов.

Крупные клубни перед посадкой проращивают и разрезают на части, при этом, если на срезе обнаружились признаки болезни, нельзя использовать его целые части; нож, которым разрезался клубень, обрабатывают темным раствором марганцовки. Клубни не стоит резать на слишком мелкие части, и, тем более, рискованно сажать одни проросшие глазки.

Росток растет гораздо лучше, если прикреплен хотя бы к части картофелины, например, к 1/4 части клубня, так как “черпает” из неё питательные вещества гораздо лучше, чем корешочками впитывает их из почвы.

Разрезанные клубни перед посадкой припудривают золой.

Кольцевание картофеля

Многие участники FORUMHOUSE при высаживании картофеля применяют такой прием, как «кольцевой надрез». Этот прием стимулирует развитие именно боковых и нижних глазков на клубне – в результате это приводит к увеличению числа клубней у одного растения.

Надрез делают до того, как глазки начнут «просыпаться», иначе вы добьетесь противоположного результата – нижнее глазки так и не тронутся в рост, и большого урожая в лунке, куда будет посажен этот клубень, вы не получите.

Надрез делается после хорошей просушки клубней, ножом, в середине клубня, по его окружности. Глубина надреза не должна превышать 10 мм. После надреза клубни проращивают и сажают, не разламывая, а именно целиком.

Кольцевание делается, чтобы разбудить все почки одновременно. В этом случае в кусте все стебли почти одного размера, и клубни получаются более выровненные по размеру.

Кольцуются не все сорта. Например, есть сорта, в которых почти все глазки находятся на верхушке клубня, а на остальной его части максимум 2 – надрез на таких клубнях не будет иметь никакого смысла. Также не кольцуют картофель, предназначенный для раннего выращивания: в холодной земле надрезанный клубень может просто сгнить.

Обработка картофеля минеральными удобрениями и золой

Обработав перед посадкой картофельные клубни золой или минеральными удобрениями, мы поможем им получить дополнительное питание для первого, начального периода роста, и всходы появляются раньше на несколько дней, растение быстрее развивается и дает более качественные клубни.

Обработка минеральными удобрениями делается так: клубни в больших стеках опускаются в раствор аммиачной серы и суперфосфата примерно на час, затем обязательно высушивают и приступают к посадке. Раствор: 10 литров воды, 400 граммов суперфосфата, 400 граммов аммиачной селитры.

Обработка золой проводится следующим образом: 50 клубней посыпаются килограммом золы. Такая обработка считается хорошей профилактикой от фитофторы.

Картофель, предназначенный не для того, чтобы «поесть летом», а для хранения, сажают в прогретую землю.

Картофель сажать надо, как у березы лист будет с пятирублевую монету.

Популярные сорта картофеля

Экспериментируя с сортами, следует помнить, что от сорта зависит не все, на разных участках в разных регионах сорт может выдать разный результат. Кроме того, не стоит в первый же год ждать отличного урожая.

Мне выдали тайну, что картофель на второй-третий год максимальный урожай покажет, привыкает к земле.

Вот список сортов картофеля, получивших хорошие отзывы на FORUMHOUSE. Лидирует Импала –этот сорт хвалят за непревзойденные вкусовые качества. Но этот сорт нележкий, и именно на него всегда в первую очередь накидывается колорадец.

Также участникам нашего портала нравятся:

  • Колетте (хорош для раннего употребления, но восприимчив к погодным условиям)
  • Винета
  • Гала

Гала -картофан реально вкусный и красивый, но требующий хорошей агротехники, иначе будет много мелкой фракции. Нужна хорошо заправленная почва и много воды.

  • Крона
  • Джелли (вырастает в любых условиях, но клубни слишком крупные)
  • Сраб (похож на Импалу, но тверже)
  • Беллароза
  • Адретта
  • Джелли
  • Хозяюшка
  • Пикассо

Замечательные крахмалистые и салатные сорта белого картофеля, которые понравятся даже тем, кто принципиально ест только желтый:

  • Голубой Дунай
  • Василек
  • Диво
  • Петербуржский
  • Невский
  • Синеглазка
  • Чугунка
  • Лорх

Желтые сорта, которые имеют многолетнюю хорошую репутацию:

  • Адретта
  • Темп
  • Ласунок

В последнее время появились сорта цветного картофеля (с синей мякотью) отечественной селекции, которые не только богаты антиоксидантами и понижают давление, но еще и действительно вкусны: Аметист и Северное сияние.

Длинные ростки у посадочного картофеля — что делать? Совет профессионала

В конце июня, когда в южных регионах выкопаны ранние сорта картофеля, освобождаются грядки. И многие огородники на это место сажают картошку, чтобы снять осенью второй урожай. Обычно к этому времени у семенного материала отрастают длинные белые ростки. Подобная ситуация также может случиться еще ранней весной, когда посадочный материал хранился в теплых условиях. И даже в более северных регионах к первой посадке клубней в мае тоже может случиться подобная ситуация. И закономерно у многих огородников возникает вопрос: что делать в такой ситуации? Обрывать или нет длинные побеги? Давайте будем разбираться в этом вопросе.

После уборки перед тем, как положить картофель на хранение в погреб или другое хранилище, картофель должен пройти постепенное охлаждение. Обменные процессы при температуре +2+4ºС постепенно начинают замирать. Биохимические и физиологические процессы останавливаются. При такой температуре и влажности 85-90% клубни хорошо хранятся до следующего сезона.

Превышение этих показателей приводит к потере качества. Клубни не только становятся дряблыми и невкусными, на них начинают появляться ростки. И если не предпринять никаких мер, то они к началу посевного сезона могут отрасти на 10-20, а то и более сантиметров. Идеальными для посадки считается наличие побегов длиной 1-5 см.

Что делать с длинными ростками у посадочной (семенной) картошки?

Что делать, если уже в феврале-марте картошка «просыпается» и на ней начинают появляться ростки? Если клубни начинают интенсивно прорастать, прежде всего необходимо понизить температуру в овощехранилище до +1+2ºС и убрать любое освещение. Эти мероприятия замедлят дальнейшее прорастание почек на глазках.

Однако не всегда получается понизить температуру в овощехранилище, и побеги у клубней к моменту посадки вырастают довольно длинными. Подобная проблема случилась и у меня в этом году. Причиной была довольно теплая зима, поэтому и в подполе было довольно тепло. Я искала много информации в интернете и специальной литературе. Советы были разные. Кто-то предлагал убирать длинные ростки, кто-то, наоборот, категорически не рекомендовал этого делать.

И все-таки большинство опытных специалистов настаивают на том, что обрывать побеги на посадочной картошке не следует. А решение этой проблемы зависит от их длины. Дело в том, что у каждого глазка есть несколько почек, и их них прорастает самая сильная. Если этот росточек обломить, активизируются другие почки. Однако, вся энергия, затраченная клубнем на первый отросток, была истрачена. А чтобы активизировались другие почки необходима энергия. Чтобы она восстановилась, необходимо время, не менее 20-25 дней.

И если у вас такое время есть, то обламывать побеги лучше за месяц до предполагаемой посадки. Если этого времени нет, то обрывать их не следует. Однако профессионалы предупреждают, что обрывание длинных побегов снижает урожайность на 25-30%. И чтобы быстрее активизировать спящие почки опрыскайте клубни раствором янтарной кислоты (1 таблетка на 1 л воды). Активизации роста новых почек поможет хранение картофеля перед посадкой при температуре не ниже +15ºС.

Нужно ли обрывать длинные ростки у картофеля перед посадкой или нет

В зависимости от сорта семенного материала перед посадкой длина побегов должна быть в пределах 1-5 см. При этом они должны быть толстыми с темно-зеленым окрасом на конце. Но если они отросли слишком длинными, как поступать в этой ситуации?

Обрывать длинные побеги можно только в крайнем случае, когда они достигли длины более 20 см, переплелись и мешают посадке. Но учитываем время до посадки, это можно сделать, когда есть 3-4 недели в запасе, чтобы успели сформироваться новые ростки.

Как вариант, можно обрезать (а не отломить!) длинные побеги. В этом случае на оставшейся части пойдут боковые побеги, которые могут дать завязи будущих клубней.

Опытные огородники рекомендуют аккуратно, чтобы не отломить зачатки, обрезать их острым ножом, оставляя пенек в 1-2 см. Подготовленный таким образом семенной материал укладывают в ящики в 2 слоя и выдерживают на свету при температуре +15-17 градусов в течение 2 месяцев. К концу этого времени у основания обрезанных побегов появляются бугорки корней и несколько толстых коренастых ростков.

Как сажать картошку с длинными ростками

Если предыдущие варианты не подходят, то при посадке картошку необходимо располагать в лунке следующим образом.

  • Если длина побегов 5-15 см, картофель сажают в лунку, прижимая ростки под углом к земле. После осторожно присыпаем лунку землей, чтобы не поломать нежные зародыши.

  • Длина 20 см и более. Клубни располагают в ряду на расстоянии длины ростка. Затем аккуратно засыпаем землей, чтобы побеги не отломились под ее весом.

Чтобы замедлить дальнейший рост побегов на картошке, ее выносят на свет за 1-2 неделю перед посадкой и каждый день слегка опрыскивайте ее водой из пульверизатора.

Можно ли сажать картошку с длинными белыми ростками

По поводу того, можно ли сажать картошку с длинными побегами в интернете я нашла разные мнения. Вот что советуют профессионалы.

При обломке ростков, урожайность снижается на 20%. Просто обмотайте клубень побегами (как клубок ниток для вязания), и сажайте. Я бывает по 0,5 м скручиваю в клубок и сажаю, но никогда не обламываю. Они очень хорошо сматываются в клубок и не ломаются. И урожай получается в 2 раза больше, чем у тех, кто их обламывает.

Прежде чем обрывать ростки, надо узнать какой сорт, некоторые сорта после их удаления плохо прорастают или вовсе теряют всхожесть. Более того, их удаление стимулирует развитие полноценных почек. А вот наши отечественные сорта не все хорошо реагируют на это.

Недавно читала, что ростки можно обрезать на половину и выложить картошку на свет. Совсем не обрывайте, можно остаться без урожая.

Ростки не следует обрывать ни в коем случае, это может оказаться вашей решающей ошибкой. Необходимо их подрезать, оставив где-то 3-4 см, присыпать их древесной золой и ящики с семенами поставить на светлое место (но не освещаемой прямыми солнечными лучами) с температурой 2-5 градусов, ящики каждые несколько дней поворачивать по оси и менять местами верхние с нижними, до образования зеленых листиков.

Мои родители и их родители всегда обрывали ростки, считая, что самое важное — это клубень, а эти побеги забирают у него силу и если их оставить, то толку с них всё равно не будет. Я и сам так считал, пока не почитал ответы здесь. Теперь уже не знаю, что и думать…

И еще один совет от профессионала в этом коротком видео.

Как сажать картошку: простые правила для отличного урожая

Самые важные правила, нюансы и тонкости.

Расскажу забавную историю. Когда-то очень давно, оказавшись впервые на даче, я понятия не имела, как сажать картошку. Но руки чесались что-нибудь посадить, и так хотелось своей молодой картошечки!

Вышла я в огород, вооружившись лопатой и небольшим ведерком картофеля. И понеслось – яму поглубже выкапываю, кидаю туда штучку, закапываю. “Похоронив” корнеплоды, я засомневалась, правильно ли все сделала. И, вспомнив, что на картофельных полях грядки идут высокими гребнями, насыпала поверх ям кучи земли.

Скажу, что выросла моя картошка не хуже, чем у других. Вот только гораздо позже.

Что нужно знать перед тем, как сажать картошку

Картофель – дикорастущее многолетнее растение. Произрастает в Южной Америке, где средняя температура воздуха: летом – +20 градусов, зимой – +14, на отдельных территориях – +8. И хотя селекция не стояла на месте, генетическая предрасположенность к мягким погодным условиям у нашей любимой картошечки осталась.

Читайте также:  Грецкий орех в Подмосковье: уход, сорта, размножение. Как самостоятельно посадить фундук на даче Как выращивать орешник на даче

Нарушая круглогодичный цикл жизни растения, мы выкапываем клубни осенью, сажаем весной. Если бы мы этого не делали, культура погибла бы при первых же заморозках. Но вмешательство в естественный природный процесс приводит к постепенному вырождению корнеплода. Поэтому посадочный материал должен состоять только из лучших его представителей.

Сорта картофеля

Существуют отечественные и импортные сорта. Очевидно, что наш родной сорт идеально подойдет к нашим же народным грядкам. Тем более селекционеры адаптировали картофель к особенностям российских регионов.

Культура также различается сроками созревания. Это время с момента первых всходов до сбора урожая. Выделяют следующие сорта:

  • сверхранние и 40-дневки;
  • ранние – до 65 дней;
  • среднеранние – до 80 дней;
  • среднеспелые – до 95 дней;
  • среднепоздние – до 110 дней;
  • поздние – до 120 дней и более.

По вкусовым качествам продукт делят на следующие группы:

  • плохо разваривается, подходит для салатов, окрошек;
  • слабо разваривается, подходит для супов, жарки;
  • хорошо разваривается, подается к столу целиком либо жарится;
  • сильно разваривается, подходит для запекания, пюре.

При высадке картофеля рекомендуется не смешивать сорта. В противном случае ботва выросших растений затемнит молодые ростки поздних видов. При варке часть клубней быстро разварится, в то время как оставшаяся даже не подумает приготовиться.

Когда лучше сажать картофель

Пока одни огородники изучают лунный календарь, другие – народные приметы, я расскажу о проверенном годами надежном подходе. В средней полосе России картошку сажают в первой половине мая. Нет ничего страшного, если по каким-то причинам получается только во второй. Специалисты полагают, что это даже лучше.

Для картофельной культуры важны два критерия:

  • температура почвы;
  • влажность почвы.

Картофель – теплолюбивое растение. Заморозки для него губительны. Действует простое правило: лучше позже, чем раньше. Если вероятность заморозков высока, надо отложить посадку. Верхний слой почвы должен прогреться до 8-10 градусов тепла. Среднесуточная температура воздуха быть не ниже +10.

В воде и сырой почве картофель гниет. Важно дождаться, когда избыточная влага от растаявшего снега испарится. При этом сухая земля тоже плохо – перед посадкой ее нужно пролить. Норма – когда горсть земли с гряды не рассыпается в руке, но и не стекает в виде грязи.

Некоторые дачники практикуют метод двух урожаев. В чем он заключается? Пока весенняя партия корнеплодов созревает, посадочные клубни ранних сортов высаживают на грядки, освободившиеся от зелени, редиса, лука. Срок летней посадки – первая декада июля. В этом случае обязательно нужен укрывной материал: сначала для защиты от солнца, потом – от возможных холодов.

Как правильно подготовить почву на даче

Для картофельных грядок выбирают ровное место. Оно должно быть солнечным и проветриваемым. Если на участке высокие грунтовые воды, картошку сажают внутрь гребней из насыпной земли. Также, кстати, поступают при голландском способе.

Что нужно сделать, чтобы был хороший урожай? В первую очередь иметь здоровую, легкую, биологически активную почву. Для этого придется немного потрудиться.

  1. Осенью вскопать землю крупными комьями, не дробя и не разравнивая. Поверх разложить навоз. Не запахивать. Органическое удобрение обязательно должно перележать. Вносить весной его нельзя, корнеплод сгниет. Кроме того, со свежим навозом можно занести болезнетворные бактерии.
  2. Весной участок под засадку еще раз перекопать, очистить от сорняков, разровнять.

Не увлекайтесь минеральными удобрениями и ядохимикатами. Применение гербицидов, фунгицидов и прочей химии губит растения, почву, уничтожает полезную флору. Собранные плоды, попадая в наш организм, отравляют и его. С патогенными грибами, личинками жуков справится сама земля, при условии ее правильной эксплуатации. К наиболее грамотным методам можно отнести сидерацию и севооборот.

Что такое сидерация

Сидераты – быстрорастущие неприхотливые растения, которые специально высаживают для улучшения структуры почвы, обогащения ее азотом и минералами. Как это происходит? После сбора урожая на участке сажают сидерат. Не дожидаясь цветения, его заделывают в грунт. Или просто скашивают.

Зеленое удобрение питает землю. Стебли и корни делают ее рыхлой. Одновременно они являются пищей для земляных червей. Так непосредственно на грядке запускается такой же процесс, как на компостной яме. Биологическая насыщенность повышает плодородие почвы, ее сопротивляемость болезням.

Для почвы под картофель показана сидерация следующими растениями:

  • горчица;
  • редька масличная;
  • рожь;
  • горох, фасоль, бобы;
  • гречиха;
  • люпин;
  • рапс.

Что такое севооборот

Севооборот – выращивание одной и той же культуры каждый год на новом месте. Чередование с другими, перемещение по кругу. С тем, чтобы по истечении четырех лет возвращаться на первоначальную территорию. Причем просто менять, исходя из названия, неправильно. В “карусели” должны участвовать растения разных семейств.

Картошка относится к семейству пасленовых. Туда также входят: томат, перец, баклажан, табак, физалис. Отсюда следует, что картошка, например, с помидорами чередоваться не должна. Она себя прекрасно чувствует там, где росли морковь, свекла, петрушка, лук. В освободившиеся гряды картофеля сажают капусту, кабачки, патиссоны, тыкву, сельдерей.

С чем связан такой подход? У каждого вида растения свои пищевые предпочтения, уникальные возбудители болезней. Фитофтороз, личинки майского жука, колорадский жук, проволочник – все картофельные враги успешно зимуют в благоприятной для них земляной среде и принимаются поедать культуру на следующий год. Обеднение почвы на фоне закрепления вредителей ослабляет растения.

Какие должны быть клубни, чтобы получить хороший урожай

На посадку берут лучшие клубни. Здоровые, сильные, крупные, правильной формы – именно такие, какие вы хотите собрать осенью с урожаем. Мелкие, средние, а также слишком большие плоды – признак ухудшения культуры.

Зимой семенной картофель хранится в темном холодном месте. Он спит. При небольшом повышении температуры овощ просыпается, начинает прорастать. Температура проращивания индивидуальна – зависит от сорта, исходных условий хранения. За месяц до посевной постепенно повышайте градус в помещении на 2-3 значения. Чем меньше стресса испытает клубень, тем устойчивей он будет к вирусам.

Картошку сортируют, укладывают максимум в 3 ряда, время от времени переворачивают. Нельзя проращивать на свету, тем более на солнце. Крепких, толстых корешков в 1 см достаточно для посадки. Если кончик корня темнеет, а на клубне грязевые пятна, которые не смываются, но легко соскабливаются – возможно, плод заражен ризоктонией. Не сажайте его.

Картофельный куст – это несколько самостоятельных растений, объединенных материнским клубнем. Каждое из них имеет свою отдельную корневую систему, стебель, листья. Вырастая, им становится тесно, они мешают друг другу, конкурируют за питательные вещества, воду, свет. Плохо проветриваются, легче заражаются болезнями.

Чтобы создать благоприятные условия, повысить урожайность, рекомендуется разделить семенной клубень на части: по 2-3 глазка-корешка в каждой. Части должны иметь картофельную мякоть. Резать можно в любом направлении. Это делают как весной, так и осенью. Для зимнего хранения готовые кусочки обваливают в золе, меле или просто слегка подсушивают.

Как правильно посадить картофель в открытый грунт

Существует минимум три способа посадки картофеля:

  • небольшие ямки;
  • борозды;
  • насыпная гряда (голландский способ).

Неглубокие ямы выкапывают лопатой, борозды делают плоскорезом либо с помощью мотоблока. При использовании спецтехники параллельно борозде образуется насыпная гряда. Голландский метод предусматривает посадку картошки внутрь выкопанной земли. Способ предохраняет клубни от лишней влаги в случае сырого участка. Они хорошо прогреваются и дышат.

Схема посадки картофеля проста. Картофельный куст не любит тесноты. Ему полезны теплое солнышко, свежий ветерок. Нужна площадь для полноценного питания, окучивания. Так интервал между рядами должен быть не менее 70 см.

На каком расстоянии сажать:

  • кусочки с одним глазком – 15 см;
  • 2-3-х глазковые кусочки – 25 см;
  • целая картошина, ранний сорт – 35 см;
  • целая картошина – 40 см.

Перед посадкой картофель замачивают в биорастворе. В каждую лунку помещают по одному пророщенному кусочку клубня. Туда же добавляют золу, перегной, скорлупу, луковую шелуху. Присыпают землей на 3-5 см. Сверху раскидывают мелкую солому или сухую траву.

Новые способы посадки картофеля

Кроме традиционного подхода в выращивании картошки существует множество других – необычных и интересных. Расскажу о двух из них. Также смотрите видео.

Картофель под соломой

Картофель можно сажать под солому. Этот способ отличается от привычного тем, что посадочный материал не закапывают. Клубни кладут на землю и укрывают слоем соломы высотой 30 см. Всходов приходится ждать дольше, зато результат обещают потрясающий.

Плюсы метода в том, что растение не окучивают, не поливают, не пропалывают. Урожай легко собирать, корнеплоды выходят чистыми, не подверженными болезням. Минусы – в большом количестве требуемой соломы, возможном нашествии мышей, долгом прорастании. Некоторым росткам не удается пробиться сквозь солому.

Китайский метод

Метод направлен на получение рекордного урожая. Для стимуляции пробуждения корешков на картошке делают глубокий круговой разрез. Такая шоковая терапия активизирует самые сонные глазки. Материнский клубень рождает растений больше, чем обычно.

Для китайского способа посадки копают внушительную яму или траншею глубиной – 40 см, диаметром (шириной) – 70 см. На дно помещают посадочный материал, присыпают. По мере роста окучивают, засыпая стебель с листьями землей. Недостатками китайского способа является необходимость копать большие ямы, постоянное окучивание.

Заключение

Что же нужно сделать, чтобы правильно посадить картошку? Напомню основные шаги.

  • выбрать место;
  • перекопать землю;
  • внести удобрение.
  • взрыхлить, разровнять участок;
  • удалить сорняки;
  • прорастить семенные клубни;
  • дождаться подходящих погодных условий;
  • посадить картошку;
  • после сбора урожая посеять сидераты.

Друзья, а как вы сажаете картошку? Есть ли у вас свои полезные секреты? Пробовали ли вы необычные способы посадки картофеля и что об этом думаете? Напишите мне в комментариях.

Как и когда сажать картофель в открытый грунт

Можно ли представить жизнь русского человека без картошки? Трудно… Она основа многих вкуснейших блюд, в том числе и диетических. Конечно, можно пойти в абсолютно любой продуктовый магазин или гипермаркет и купить этот овощ там. Но ни что не сравнится по вкусу с молоденькой картошкой, выращенной на своей участке!

Когда сажать картофель в открытый грунт: оптимальные сроки

При выборе оптимальных сроков посадки картофеля очень важно соблюдать баланс. При слишком раннем выполнении мероприятия могут вернуться возвратные весенние заморозки и погубить картофель и холодная земля может спровоцировать ризоктониоз (грибковое заболевание, при котором на клубнях образуются черные наросты). А при слишком поздней посадке можно получить урожай в меньшей объеме, т. к. из-за окончания теплого сезона он не успеет вызреть в полном объеме.

Когда же лучше сажать культуру в открытом грунте в 2021 году, в каком месяце? В первую очередь при выборе времени для процедуры нужно ориентироваться на погодные и температурные условия. Должна пройти угроза возвратных весенних заморозков, грунт должен прогреться до 8-10 градусов тепла, а температура воздуха днем должна стабильно держаться 15-20 (и более) градусов тепла.

Совет! Если вы сомневаетесь и думаете, что возвратные заморозки могут весной вернуться, то лучше немного отложить процедуру.

В разных регионах нашей необъятной страны погодно-климатические условия сильно отличаются. А это значит, что и сажать картофель нужно в разные сроки, с учетом климатических особенностей:

  • В Средней полосе (Подмосковье) — посадку оптимально производить во второй половине мая.
  • На Юге (Краснодарский край (Кубань), Северный Кавказ) — в начале в середине апреля.
  • В Сибири, на Урале, Ленинградской области — сажать лучше в конце мая или даже в начале июня.

Кстати! Если вас интересует ранняя посадка весной, то можно выполнить процедуру его раньше на одну или две недели оптимального срока, а потом установить дуги и укрыть пленкой.

Очень хороший помощник в огородных делах — циклы луны, с их помощью можно определять наиболее точное время, когда можно и нельзя сажать что-либо в огороде. Таким образом, сроки посадки картофеля в открытый грунт по Лунному календарю 2021 года:

  • Благоприятные дни:
    • в марте: 5, 7, 10, 15 число;
    • в апреле: 1, 19, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30;
    • в мае: 16, 17;
    • в июне: 14, 15, 16, 17.
  • Неблагоприятные дни:
    • в марте: 12, 28;
    • в апреле: 11, 26;
    • в мае: 11, 26;
    • в июне: 10, 24.

Народная хитрость! Некоторые опытные садоводы переняли опыт своих предков и при выборе сроков ориентируются на народные приметы. Считается, что сажать картофель можно тогда, когда:

  • березовые листочки будут по размеру с монету номиналом 1 копейка;
  • отцвел одуванчик;
  • закончилось цветение черемухи.

Подготовка клубней картофеля к посадке

Подготовка (то есть яровизация) картофеля к посадке в открытый грунт очень важна, потому если высадить спящий клубни, то проклевываться они будут долго. Купить и начать подготовку материала рекомендуется за месяц до мероприятия. Если планируется посадка картофеля, выращенного и собранного на своем участке, то следует достать его из места хранения за месяц.

Внимательно осмотрите посадочный материал. Если вы увидите клубни с повреждениями, трещинами, плесенью, следами подгнивания, болезней, то их нужно отбраковать. Самый оптимальный вариант — здоровые, чистые клубни средних размеров.

Перед процедурой рекомендуется прорастить клубни картофеля в домашних условиях. Положите их в ящики (одним слоем) в темное помещение без попадания прямых солнечных лучей. Оптимальная температура для проращивания 13-16 градусов днем, 10 градусов ночью. Для проращивание потребуется три-четыре недели, за этот период должны отрасти хорошие ростки.

Рекомендуется провести прогревание — за неделю до высадки расположить клубни при температуре 20-22 градуса тепла.

Выбор места и почвы для посадки картофеля

Правильное место и подходящий грунт для посадки и выращивания картофеля очень важны. При выборе следует ориентироваться на следующие правила:

  • Место должно быть открытым, хорошо освещаться солнцем в течение дня.
  • Участок должен быть ровным, без наклона.
  • Рекомендуется избегать низин, в которых скапливается влага, а также чрезмерно переувлажненных участков, мест с высоким залеганием грунтовых вод.
  • Грунт должен быть рыхлым, плодородным, питательным.
  • Культура предпочитает легкие суглинистые или супесчаные почвы.
  • Тяжелые, глинистые земли не подходят, так как данной культуре для нормального роста и развития нужно много кислорода, а такие грунты имеют плохую воздухопроницаемость.

Хорошие и плохие предшественники

Для успешного выращивания и хорошего урожая любых овощей нужно соблюдать правила севооборота (то есть чередования культур на участке по времени и на территории). Правила севооборота для данной культуры:

  • Сам картофель рекомендуется ежегодно сажать на новом месте, чтобы предотвратить истощение почвы и накопления в земле возбудителей заболеваний и личинок вредителей.
  • Хорошие предшественники, после которых рекомендуется сажать картофель: кукуруза, капуста (и другие представители крестоцветных), чеснок, лук, различные корнеплоды, тыквенные культуры (кабачки, огурцы, тыква), бобовые (фасоль, горох), зерновые культуры (пшеница, рожь), различные сидераты — горчица, редька.
  • Плохие предшественники: другие представители семейства пасленовых (перцы, баклажаны, помидоры, физалис). Дело в том, что у картофеля и других его «родственников» — одинаковые заболевания, например фитофтора.

Подготовка места и почвы под посадку

Перед посадкой картофеля очень важно подготовить место и почву. Манипуляция поможет получить более высокий по качеству и количеству урожай.

Подготовку рекомендуется произвести заранее:

  • Рекомендуется еще осенью (или хотя бы за один месяц) перекопать участок на штык лопаты (или вскопать землю культиватор).
  • А уже за неделю до посадки весной нужно подготовить лунки или гребни.

Важно! Обязательно нужно повысить плодородность грунта. Удобрить почва можно двумя способами:

  • При перекопке осенью или весной.
  • Непосредственно перед процедурой.

Удобрения осенней или весенней при перекопке:

  • Сульфат калия (25 грамм) + суперфосфат (20 грамм) + мочевина (30 грамм). Пропорция на 1 квадратный метр.
  • Или же можно внести минеральное комплексное удобрение, которое содержит в одинаковых пропорциях азот, калий, фосфор, например, Нитроаммофоска (20 грамм на квадратный метр).
  • Компост или перегной (одно ведро на кв.м.).

Важно! Картофель очень любит сочетание органических и минеральных удобрений. Поэтому важно рекомендуется их комбинировать.

Удобрения перед посадкой:

  • В каждую лунку (или борозду) — 4 грамма нитроаммофоски или же по 3 грамма сульфата калия и суперфосфата.
  • Адептам органического земледелия можно насыпать в лунку (или борозды) древесную золу (50 грамм под одну картофелину), перегной или компост, луковую шелуху.

Кстати! Существуют готовые комплексные удобрения специально для картофеля. Они могут облегчить процедуру подготовки, ведь вам не нужно подбирать удобрения, а можно просто использовать конкретный препарат. Например, Фертика или Фаско для картофеля.

Способы, схемы и правила посадки картофеля в открытый грунт

Глубина посадки

Очень важно знать на какую глубину сажать картофель. Глубина посадки зависит от разных факторов: типа грунта на вашем участке, размеры посадочного материала. В среднем данный показатель варьируется от 8 до 12 сантиметров. Очень важно соблюдать оптимальную глубину, потому что при слишком небольшом заглублении клубни могут оказаться снаружи и позеленеть, а это значит, что вы получите урожай плохого качества.

  • При тяжелой, глинистой почве сажать следует неглубоко — 8 см.
  • При легкой, песчаной — глубина посадка должна быть больше, около 10-12 см.
  • При окультуренной суглинистой почве — оптимальная глубина посадки — 10 см.

Обратите внимание! Также глубина посадки картофеля зависит от размера клубней: большие экземпляры нужно заглублять сильнее, а маленькие, соответственно, меньше.

Расстояние между клубнями и рядами

Необходимо соблюдать расстояние между самими картофелинами и рядками. Благодаря этому, клубни будут иметь нормальную площадь питания, вы сможете получить нормальный урожай А также поможет в будущем качественно ухаживать за растением. А если сажать слишком близко, без учета оптимального промежутку, растения будут конкурировать за питательные элементы в почве, из-за чего урожай оставит желать лучшего.

Оптимальный промежуток между рядами (или гребнями, бороздами) — 70-80 сантиметров.

При посадке картофеля в открытый грунт необходимо сохранять расстояние:

  • Между мелкими клубнями (30-40 грамм) — 20-22 сантиметров.
  • Средними (60-90 грамм) — 25-27 см.
  • Крупными (90 и более грамм) — 30-33 сантиметра.

Совет! Рекомендуется делать ряды по направлению юг-север.

Стандартный способ посадки («под лопату»)

Технология посадки под лопату является наиболее распространенной и популярной среди фермеров и огородников в нашей стране.

Читайте также:  Груша Заречная, описание сорта, фото, отзывы

Схема классической посадки под лопату (в лунки):

  • Сделайте лунки глубиной 8-12 см (их глубина зависит от типа почвы и размера посадочного материала) на расстоянии от 20-33 см (в зависимости от размера клубней).
  • Если вы предварительно не удобряли грунт, то нужно внести удобрения в лунку (правила внесения удобрения описаны выше).
  • Производить посадку клубня нужно ростками вверх.
  • Засыпьте лунки грунтом.
  • Разровняйте участок граблями.

Обратите внимание! Несмотря на распространенность такого метода, у него имеются значительные недостатки: растение трудно будет получать солнечный свет, влагу, кислород, питательные элементы. А также неудобно совершать уход за кустами.

Посадка в борозды

А можно сажать картофель в борозды. Данный вариант похож на описанную выше технологию, только вот отдельные лунки делать не нужно. Для это нужно сделать канавки (то есть нарезать борозды) глубиной около 10 сантиметров (очень удобно делать их мотоблоком). И посадить клубни на дно борозд с учетом оптимального расстояния (в среднем 25 см). После процедуры нужно аккуратно засыпать рядки при помощи грабель таким образом, чтобы поверхность земли под клубнями стала ровной.

Голландская технология посадки в гребни

В отличие от вышеописанного метода, для голландской посадки картофеля, не нужно делать лунки. Необходимо сделать борозды, чтобы образовались земляные гребли. Поэтому для данного способа понадобится мотоблок или культиватор, вручную метод неосуществим.

Данный способ очень полюбился многим дачникам, потому что благодаря такой технологии можно получить более крупный урожай. А все из-за того, что клубни полноценно получают кислород, солнце.

Инструкция по посадке картофеля в гребни по голландской технологии:

  • Сделайте борозды глубиной 15 см, расстояние между ними — 75-80 см.
  • Сажать картофель нужно на гребни ростками вверх, расстояние между ними — 30 сантиметров. Глубина посадки 10-15 сантиметров от верхней точки гребня.
  • Сажать картофель в разные борозды нужно поочередно (сначала засаживается одна борозда, потом другая и т. д.).
  • Присыпьте клубни землей.

Картинка-схема посадки по голландской технологии:

Важно! Нельзя ходить по бороздам и утрамбовывать грунт.

Другие способы

Посадка картофеля по методу Митлайдера. Такой метод подходит для выращивания урожая в больших объемах, например, профессиональных фермеров или просто больших любителей картошки. Сажать нужно в лунки в шахматном порядке. При правильной посадке по технологии Митлайдера можно в будущем не окучивать грядки. Зато поливать и удобрять нужно часто.

Также существует технология посадки Гюлиха, которая основывается на создании многоярусного куста картофеля при помощи регулярного подсыпания грунта. Оптимально сажать по такому способу на небольших грядках.

Общие правила и рекомендации по посадке

При легкой, песчаной почве сажать оптимально в грунт без гребней, то есть «под лопату». При торфяных или тяжелых, глинистых почвах сажать лучше всего в гребень (голландский способ).

Независимо от способа посадки, нельзя сажать рядом разные сорта картофеля, потому что они имеют разную силу роста, следовательно, более быстрорастущие кустики затенят медленных представителей поздних сортов.

Особенности выращивания раннего картофеля

Выращивание раннего картофеля мало чем отличается от обычного. Однако в этом деле есть некоторые нюансы, которым нужно обязательно следовать. Чтобы его вырастить, необходимо следовать следующим правилам:

  • В первую очередь, нужно выбрать подходящий посадочный материал, а именно скороспелые районированные сорта, подходящие для вашего региона. Вес каждой картофелины должен быть не менее 60 грамм.
  • Для получения раннего урожая необходимо обязательно за 20-30 дней прорастить посадочный материал, манипуляция ускорит процессы.
  • Особое внимание нужно уделить удобрению грунта перед посадкой раннего картофеля. Дело в том, что за скороспелые сорта за свой вегетационный период не успеют «полакомиться» органикой в почве. Поэтому рационально и правильно удобрить землю минеральные удобрениями (об этом написано немного выше).
  • Схема посадки раннего картофеля практически такая же, только вот расстояние немного меньше. Рекомендуется соблюдать промежуток между рядами — 60 см, а между клубнями — 30 см.

Как ухаживать за картофелем после посадки

Окучивание — очень важный элемент ухода при выращивании картофеля в открытом грунте. Благодаря манипуляции снизится риск зеленых клубней, у кустов будет развиваться мощная корневая система, кусты буду крепче стоять в грунте, будут защищены от холода при внезапном похолодании, улучшится воздухо- и влагообмен рядом с корнями, собирать урожай будет гораздо удобнее и быстрее. А также при окучивании будет производится и прополка сорняков.

Важно! Если вы посадили культуру под агроволокно или пленку, под солому, или выращиваете культуру в регионе с жарким и засушливым летом, то окучивать не нужно.

Окучивать можно мотыгой (тяпкой), мотоблоком, культиватором, дисковым окучником, плугом.

Лучше проводить процедуру в утреннее или вечернее время по влажному грунту (например, после осадков или полива).

Ниже представлена фото-схема правильного окучивания картофеля в открытом грунте:

Обратите внимание! Каждое окучивание картофеля необходимо сопровождать прокалывает грядок от сорняков.

Окучивание картофеля разделяется на 3 этапа:

  • Первое окучивание производится через две-три недели после посадки. Всходы растения должны быть по размеру около 10 сантиметров в высоту. Необходимо прикрыть кустики землей, оставив два-три сантиметра верхушки всхода. Манипуляция простимулирует рост корневой системы, защитит растения от похолоданий.
  • Второе окучивание не обязательно, его рекомендуется производить при глинистой, тяжелой почве на участке. Оно осуществляется примерно через две-три недели после первого. При этом ботва должна иметь высоту 12-15 сантиметров. Кустики прикрываются грунтом, над землей нужно оставить пять сантиметров зеленого кустика.
  • Третье окучивание картофеля проводится в тот момент, когда кустики вырастут до 30 сантиметров, то есть примерно через месяц. Кусты окучиваются таким образом, чтобы стебель засыпался почвой на 20 сантиметров. На данном этапе рекомендуется производить окучивание своими руками мотыгой, то есть без применения культиватора. Потому что в этот период нельзя повреждать растение, малейшее повреждение может вызвать заражение губительными заболеваниями. Засыпать землей нужно качественно, чтобы клубни не открывались, иначе они зазеленеют.

Важно! Нельзя слишком часто тревожить картофельные кусты (то есть слишком часто проводить окучивание, рыхление и т.д.). В противном случае вы отбавляете земли от маточного корня, что провоцирует более низкие урожаи, а также повышает вероятность заражения паршой и другими инфекциями.

Как посадить пассажирский самолет

Вы когда-нибудь задумывались, что делать, если, попали в ситуацию, когда вы летите на борту самолета, а пилот авиакомпании упал в обморок, получил травму или возникли другие причины? И, скорее всего, вы займетесь посадкой летающей машины. И у вас возникнет вопрос, как посадить самолет, чтобы никто не пострадал и выжил.

Первоначальные действия

Первым делом, пройдите в кабину пилота, где нужно занять место капитана. Его можно сразу узнать, возле него размещено много элементов, предназначенных для контроля. Оно обычно слева и вам будет удобнее получить доступ ко многим функциям самолета. Размещайтесь в кресло штурмана, пристегнув ремень безопасности или плечевой, при его присутствии.

На многих моделях также имеется парное управление и это облегчает посадку и управление, находясь на любом из мест. Не нужно самостоятельно дотрагиваться к панели управления.

Усвойте урок, что в такой сложной машине нет лишних и нефункциональных кнопок, и нажатие какой-либо из них может привести к плохому или непредсказуемому результату. Нужно убедиться, что части тела сотрудника, который потерял сознание, не опирались на детали управления, а также не перекрывали кнопок. А вдруг, если вы при посадке на кресло случайно коснулись или переместили рычаг, и это привело к отключению автопилота, то данный режим потребуется включить нажатием нужной клавиши.

Вы, находясь в стрессовом состоянии, должны сконцентрироваться и глубоко вдохнуть. Следует контролировать свои эмоции и движения. Постарайтесь выровнять аэроплан, при необходимости, тяните руль на себя, опуская перед воздушного борта, т. е. нос. Это как играть в компьютерную приставку, штурвал от себя — самолет опускается вниз, а на себя — вверх. Если плоскость увеличилась или, наоборот, уменьшилась, начните выравнивать линию горизонта при содействии авиадиспетчеров.

Нужно найти авиагоризонт, состоящий из крыльев и изображения горизонта. Небо — это верхний фрагмент в изображении и оно синего цвета, а нижняя часть, земля, обозначается коричневым. В зависимости от типа самолета он может быть на дисплее в центре верхнего ряда, где инструменты. Там отображена важная информация и работа автопилота.

Следует поправить поворот высоты, при необходимости, вращениями штурвала левее, правее.

Крылья на приборе должны совпадать с уровнем искусственного горизонта, тогда все стоит на позициях и не стоит ничего трогать. Вы также можете изменять поворот. И главное — нужно не терять высоту.

Если были попытки исправления полета крылатым судном или есть отклонения, автопилот однозначно не был включен. Нажмите кнопку автоматического пилотирования. Его применение заключается в том, чтобы сохранить уровень полета нормальным.

Аэробус не в состоянии кружить все время в воздушном пространстве и Вам придется посадить пассажирский самолет.

Обращение за помощью и посадка

Первым делом потребуется обратиться за помощью. Связь с работниками авиавышки есть на панели управления, там, где штурвал. И лучше его не использовать. При помощи радиопередачи, которое расположено в левой части от кресла пилота есть ручной микрофон. Берите микрофон или гарнитуру, которая принадлежит пилоту. В использовании она простая. Нажимайте клавишу, чтобы рассказывать о сложившейся ситуации, что пилот в данный момент без сознания. И отпускайте, чтобы слышать ответ.

Оператор окажет содействие в управлении и посадке, слушайте внимательно.

Постарайтесь обратиться к диспетчеру на той частоте, на которой настроены в данный момент, а если нет возможности, то настройте приемник на частоту 121,5 МГц. Она используется спасательными службами. Когда связи нет, можно воспользоваться транспондером, набрав комбинацию 7700. Если летите в облаках и ничего не видите, воспользуйтесь указателем пространственного положения.

Пролетая над зарубежным государством, обращайтесь на международном языке, ведь оператор должен его понимать и говорить. Диспетчера, которые связались с вами, уточнят, включена ли система автоматического контроля. И они подскажут, как посадить самолет на автопилоте и поддерживать параметры для комфортного полета. Используйте позывной воздушного судна, при разговоре, он должен располагаться на панели. Он должен начинаться с буквы «Н» на английском языке. При плохой связи говорите какое-нибудь существительное на эту букву, например, норка.

Поддерживайте скорость, которая наиболее безопасная. Смотрите на прибор и следите за ним, который располагается в верхней части слева панели регулирования. Корректируйте скорость полета при необходимости.

Диспетчерская служба подскажет о порядке посадки и задаст направление места для приземления. Вероятней всего, вам будет выделена полоса для взлетов и посадок в аэропорту, но в разных случаях приходится посадить машину в другом месте, например, в поле. В случае экстренного приземления, когда вы не можете долететь до аэродрома, постарайтесь избегать высокие сооружения и другие различные препятствия.

Многие из современных авиалайнеров полностью автоматизированы, совершающие приземление без вашего участия или выведет на осевую линию полосы. От вас требуется приземление с высоты тридцати метров. Если придерживаться консультирования, то вас ждет не самая комфортабельная, но благоприятная посадка.

Для того чтобы начать приземления опустите дроссель, пока не услышите, что произошло изменение звука двигателей, а затем они полностью прекратят работу. Необходимо держать скорость полета в пределах желтой или зеленой зоны. Носовая часть без давления на штурвал должна опуститься самостоятельно.

Триммер используется для удержания воздушного судна в устойчивом положении. Штурвал управления представляет собой колесо диаметром 150—200 мм, которое вращается в одном направлении с колесами шасси и часто расположены по обе стороны от колен.

Вы будете работать с различными факторами сопротивления, чтобы понизить скорость самолета, не потеряв при этом равновесие. Шасси необходимо опустить вниз, если они являются выдвижными. Если механизм в рабочем состоянии, тогда вы можете ничего не предпринимать. Если есть необходимость приземления на поверхность воды, оставьте шасси в верхнем положении.

Этапы посадки

До совершения посадки, вам надлежит поднять носовую часть воздушного аппарата, приземлившись на подушку, при этом дотронувшись земли главными колесами. Уберите тягу — перевод рычага в заднее положение.

Аккуратно нажимайте на тормозную педаль сверху. Они расположены под ногами и используются для направления самолета к земле. Так что не стоит их применять, если он не отклоняется от посадочной полосы.

Важные советы

Важнее всего понимать, что корректировка совершается не спеша и с ожиданием изменений. Старайтесь соблюдать следующие правила:

  • Держите себя в руках.
  • Необходимые действия со штурвалом должны производите осторожно и не торопясь.
  • До взлета попросите персонал предоставить информацию, где находятся основные элементы управления.
  • Сделайте распечатку этой инструкции, стараясь брать ее с собой при полете на отдых.

Основными способами для успешной посадки является опускание шасси. Ручка управления, которая расположена обычно над коленом пилота.

Домой на автопилоте

Сможет ли неподготовленный пассажир посадить самолет?

Pippi Långstrump på de sju haven/Пеппи в стране Така-Тука (1970)

С каждым днем самолеты становятся все умнее. Если раньше верхом совершенства в авиации считался автопилот, в относительно спокойных погодных условиях безопасно и надежно проводивший самолет из точки A в точку B, то современные лайнеры могут похвастать системами, позволяющими им взлетать и садиться в автоматическом режиме. Среди пассажиров порой даже бытует мнение, что профессия летчика не так сложна, как ее показывают, скажем, в кино, — сидишь, пьешь кофе да на кнопки нажимаешь. А если вдруг что и случится, то автоматика всегда выручит и поможет даже обычному пассажиру посадить самолет. Но так ли это на самом деле?

Представьте. Вы летите в отпуск на солнечный Кипр или на кинофестиваль в Нью-Йорк. На экране мультимедийной системы в кресле пассажира перед вами высвечивается красочная карта с маршрутом и параметрами полета. Высота 11 тысяч метров, скорость 890 километров в час. Двигатели мерно свистят, за иллюминатором внизу плавно плывут пушистые облака, а сверху — бездонная синь и ослепительное солнце. Но тут вдруг в салон выбегает побледневшая стюардесса и громко сообщает (хотя на самом деле такого не будет никогда, потому что инструкция запрещает), что все пилоты (да, сразу оба!) потеряли сознание и не приходят в него.

Ни одного пилота, как и вы, летящего на отдых, в салоне нет. Вести и сажать самолет некому. И тогда вы встаете из кресла и походкой истинного храбреца идете к двери кабины пилотов. Надо как-то попасть внутрь, но как? Дверь бронирована, ее открытием управляют пилоты. На помощь приходит стюардесса: на небольшой цифровой панели рядом с дверью она набирает секретный код. Но дверь не открывается, потому что электронный замок двери предусматривает задержку: пилоты через камеру должны убедиться, что стюардесса набрала код одна, а не под присмотром террористов (в этом случае они блокируют замок до конца полета). После задержки дверь открывается.

Перед вами: ветровые окна с облаками и бездонной синью, множество кнопок, верньеров, экранов и экранчиков, рукоятей и рукояток, тела пилотов и два штурвала (если вы летите на лайнере Boeing или «Туполев», или два джойстика, если находитесь на Airbus или SSJ). Скорее всего, когда вы войдете в кабину, самолет будет лететь под управлением автопилота (потому что погода ясная и ничто не мешает). Лучше всего занять место слева. Оно командирское, оттуда больше всяких возможностей управлять самолетом. Первым делом на штурвале или джойстике вам надо найти переключатель радиосвязи (только не нажимайте красную кнопку, а то отключите автопилот).

После того как переключатель радиосвязи найден, наденьте на голову гарнитуру (наушники с микрофоном), нажмите найденный переключатель и громко и отчетливо произнесите несколько раз «Mayday» (это сигнал бедствия, на него обязательно откликнется диспетчер). Если переключатель на штурвале или джойстике найти не удается, то слева от вашего кресла обязательно обнаружится рация. Смело берите ее, включайте, настраивайте на частоту 121,5 мегагерца и кричите «Mayday» в нее. Эту частоту прослушивают спасательные службы, так что вскоре вас переключат на диспетчера или дежурного пилота, а тот уже объяснит, что делать дальше.

На самом деле во всем этом процессе самым важным шагом как раз является связь с диспетчерской вышкой. После того, как диспетчер ответит на ваш призыв о помощи, он попросит назвать номер вашего рейса и подскажет, где можно найти эти сведения (например, на штурвале эти цифры находятся на «роге» слева). А потом уже начнется самое интересное — под руководством диспетчера и дежурного пилота вы приступите непосредственно к посадке самолета. Если вы прежде «летали» дома на компьютерном авиасимуляторе, вам будет попроще, но это все равно не гарантия успешной посадки.

Читайте также:  Как сажать самолет на автопилоте

В зависимости от типа самолета, действия, которые вам станет подсказывать дежурный, будут отличаться, но общая схема посадки одинакова для всех. Для начала вам предложат убедиться в нормальной работе автопилота и правильности параметров полета, которых тот придерживается. На некотором расстоянии от аэропорта вам предложат перевести автопилот в режим захода на посадку, а затем будут подсказывать, какими рукоятками нужно задавать скорость, высоту, разворот. Параллельно вам предложат настроить автоматику самолета на прием сигналов маяка инструментальной системы посадки, расположенной в аэропорту. На его сигнал будет идти самолет при посадке.

Затем обязательно настанет момент, когда дежурный пилот попросит вас выпустить закрылки (рукоять на центральной панели с надписью FLAP и несколькими делениями) и шасси (большая ручка со стрелками и надписями UP и DOWN). После касания посадочной полосы вам будет приказано включить реверс двигателей (рычажки на рукоятках управления двигателями между креслами) и задействовать всю механизацию крыла, чтобы та помогала сбрасывать скорость. Наконец, вас попросят задействовать тормоза (обычно расположены сверху рулевых педалей у вас под ногами). Все. Вы сели, самолет остановился. Можно падать в обморок или героически утирать пот со лба.

На самом деле это был описан идеальный вариант посадки. В нем вы — очень удачливый человек. Ведь погода хорошая, ветра нет, самолет оборудован системой автоматической посадки, а в принимающем аэропорту установлена инструментальная система посадки (система маяков, позволяющая самолету сориентироваться, найти посадочную полосу и даже выровняться по ее центру). В зависимости от категории точности инструментальная система посадки позволяет сажать самолет в автоматическом режиме с высоты от 790 до 49 метров. Но такими системами оснащены пока только крупные аэропорты, а значит, в региональном порту вам придется садиться в ручном режиме.

Дело в том, что бортовая система автоматической посадки на самолете без системы инструментальной посадки в аэропорту работать не будет; самолет просто «не увидит», куда садиться, и все кончится очень печально. И если вы думали, что посадка в автоматическом режиме — это нажал две кнопки и ждешь, пока самолет сделает все сам, то вы жестоко ошибались. Автомат имеет доступ только к рулям направления, высоты и двигателям. Включать закрылки, интерцепторы, спойлеры, отклоняемые носки, тормоза шасси и прочую механизацию все равно придется вам.

Если же в аэропорту прибытия нет системы инструментальной посадки, или там дует сильный боковой ветер, идет дождь, или стелется туман, то вам, скорее всего, придется сажать самолет в полностью ручном режиме. И тут ваши шансы на успех сокращаются на порядок. Дежурный пилот, конечно, будет подсказывать до последнего, куда и что нужно потянуть, какую педаль нажать и какие цифры набрать, но это вряд ли поможет. Дело в том, что управлению самолетом в плохих погодных условиях пилоты учатся долго и упорно. У человека, что называется «с мороза», шансов нет никаких.

И, да, плохие новости. Если вы прежде никогда специально не интересовались устройством кабины пилотов того самого самолета, на котором вы летите, то и автоматическая, и ручная посадка закончится для вас одинаково — катастрофой, в которой погибнут все, кто находится на борту. Небольшой шанс на выживание, конечно, есть всегда, но он — ничтожен. В автоматическом режиме посадки у вас хотя бы будет несколько секунд на поиск нужной рукояти или кнопки, а компьютер будет вас подстраховывать от серьезных ошибок. В ручном режиме посадки времени искать нужные кнопки просто не будет, а промедление — смерть.

Так что на каком бы современном самолете вы ни летели, посадить его без хотя бы минимальной подготовки вы, скорее всего, не сможете. Но есть и хорошие новости: вплоть до посадки (или падения) вы на самом деле даже не узнаете, что с пилотами вообще что-то произошло. Стюардессы, скорее всего, вам просто этого не скажут, потому что такая информация может вызвать панику на борту, а это уже гарантированная смерть — паникующей толпой управлять невозможно. Все действия по автоматической или ручной посадке стюардессы будут пытаться предпринимать самостоятельно до победного или провального конца.

В 2009 году под Амстердамом в Нидерландах разбился пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании Turkish Airlines. В результате катастрофы погибли девять человек и еще 120 получили ранения. Самолет заходил на посадку под управлением профессионального пилота в автоматическом режиме, а причиной катастрофы стала неверная выдача данных радиовысотомером. Но не стоит паниковать: в случае, когда самолетом управляет пилот, вероятность катастрофической посадки в автоматическом режиме оценивается как одна к двум миллиардам.

И помните. Летчиков в кабине всегда двое: командир воздушного суда и второй пилот. В истории пассажирской авиации пока еще не было ни одного случая, чтобы из строя вышли оба пилота сразу. В ноябре 2012 года пассажирский лайнер Boeing 747 авиакомпании Lufthansa совершил вынужденную посадку в аэропорту Дублина (самолет летел из Нью-Йорка во Франкфурт) после того, как командир воздушного судна перенес тяжелый приступ мигрени. Посадить самолет второму пилоту помог один из пассажиров, у которого случайно оказался небольшой опыт пилотирования турбовинтовых самолетов.

При этом случаев, когда пассажир или стюардесса привлекались бы к управлению самолетом в качестве помощника пилота, в истории авиации было всего пять или шесть. Во всех случаях помощники имели пусть и небольшой, но все же какой-то опыт управления воздушным судном.

Но прогресс не стоит на месте. В конце прошлого года Федеральное управление гражданской авиации США одобрило новые правила захода на посадку пассажирских самолетов, оборудованных системами «слепой» посадки. Такие самолеты теперь могут приземляться в аэропортах, закрытых для других самолетов по причине плохой видимости. В состав этих систем входит несколько курсовых сенсоров, включая инфракрасные камеры, и оборудование обмена технической информацией. При заходе на посадку система выводит на экран в кабине пилотов совмещенные изображения с курсовых сенсоров и различные инструментальные данные в режиме реального времени.

Наличие на борту самолета систем «слепой» и автоматической посадки (ведется также разработка системы автоматического руления по аэродрому) в ближайшие десять-двадцать лет сделают полеты действительно безопасными. Учитывая развитие автоматических систем и дефицит пилотов, NASA в начале прошлого года предложило создать в аэропортах должность «супердиспетчера», а экипажи самолетов сократить в два раза, то есть оставить в кабинах по одному пилоту. Эксперты агентства полагают, что вести самолет в обычных условиях может и один пилот, тем более, что большая часть полета проходит, как правило, под управлением автопилота.

«Супердиспетчер» же в аэропорту станет виртуальным вторым пилотом. Он будет находиться в специальном диспетчерском пункте и вести сопровождение сразу нескольких рейсов. При возникновении аварийной ситуации или потере капитана самолета он будет перехватывать управление. Дистанционное управление самолетом и обмен данными будут производиться по широкополосному каналу связи в режиме реального времени. Любопытно, что в ответ на предложение NASA некоторые авиакомпании решили пойти еще дальше и объявили, что самолеты вообще можно оставить без пилотов.

Дело в том, что существующие системы управления и навигации современных самолетов уже достаточно точны, чтобы полностью доверить взлет, полет и посадку лайнеров автоматике. Например, некоторые самолеты уже оборудованы навигационным оборудованием спецификации RNP-1. Это означает, что в автоматическом режиме лайнер с вероятностью 0,95 на протяжении всего полета будет отклоняться от оси заданного маршрута не более чем на одну морскую милю (1,852 километра). Зная о высокой точности навигационных систем, израильтяне, например, даже расширили зоны перехвата систем противовоздушной и противоракетной обороны вплотную до границ воздушных коридоров.

Крупные производители бортового оборудования самолетов, включая французскую компанию Thales и американскую Honeywell, уже ведут разработку по настоящему автоматических систем. Такие системы не будут зависеть от инструментальных систем аэропортов и смогут сажать самолеты на любые подходящие для них взлетно-посадочные полосы. Аппаратура этих систем будет самостоятельно распознавать посадочные полосы, оценивать окружающие условия и вести самолет. Впрочем, до интеграции таких систем в пассажирские лайнеры еще очень и очень далеко. Ведь их еще надо испытать, проверить на надежность, дублировать. А на это нужны годы исследований.

Как летает самолет: автопилот против живого пилота

Как-то у Ричарда Бренсона, основателя Virgin Airlines, спросили:
– Вы все время экономите на всем. Что дальше – вы посадите в кабину одного пилота вместо двух?
– Дальше мы вообще уберем из кабины пилотов.

«Да что там сложного, включил автопилот – и спи». Это любимый аргумент диванной гвардии в разговорах об авиации, после которого неизбежно следует глубокое умозаключение «непонятно, за что им такие деньги платят». А может, и правда полет на самолете такая простая штука, что нет никакого смысла проходить долгое и сложное обучение на пилота самолета, досконально разбираться, как летает самолет, постоянно подтверждать квалификацию, учить английский и трястись от страха накануне ВЛЭК, раз уж кабина современного авиалайнера оборудована волшебной кнопкой «автопилот»?

Автопилотом управляет пилот

Дл начала придется осознать, что волшебной кнопки нет. Вместо нее – целая панель датчиков, тумблеров, переключателей, лампочек и километры проводов, соединяющих все это хозяйство с узлами и агрегатами самолета. Без участия человека они таки останутся стеклом, пластиком и металлом. Поэтому управляет автопилотом пилот. Как бы странно это не звучало.

Но прежде чем нажать заветную кнопку, нужно как минимум рассчитать количество топлива с учетом числа пассажиров, груза, погоды, возможности уйти на запасной аэродром «если что», узнать, где вообще есть такие аэродромы на всем протяжении полета, и постоянно держать их в голове, убедиться в работоспособности всех систем, запросить у диспетчера разрешение на руление (а в загруженных международных аэропортах на рулежках пробки порой похлеще городских), докатиться до полосы, еще раз все перепроверить, взлететь, держа в голове необходимость в любой момент немедленно прекратить взлет, набрать высоту и только после этого, заняв эшелон, может быть, перевести управление самолетом в автоматический режим. Это, если погода идеальна и нет необходимости обходить грозовые облака, что бывает довольно редко.

«Полет на самолете в автоматическом режиме» в данном случае будет означать, что пилот выставил определенные значения скорости и высоты. Если условия поменяются, и высоту необходимо будет сменить, автопилот об этом сам не узнает. Мало того, современный автопилот имеет несколько режимов работы, и разные команды пилота не должны противоречить друг другу. Можно, например, задать высоту 10000 футов, но включить режим снижения, и самолет послушно полетит вниз. Он, конечно, будет истошно верещать и пищать, но сам ничего не предпримет, потому что набор лампочек, кнопочек и проводов не знает, как летает самолет.

При грамотном обращении автопилот существенно облегчает жизнь экипажа, беря на себя рутинную часть работы, но высокую зарплаты летчики получают точно не за это. Это все равно, что обижаться на журналистов, что они пишут тексты на компьютере, а не гусиным пером.

Про гусиные перья или почему пилот самолета будет всегда необходим

В книге советского писателя и летчика-истребителя Анатолия Маркуши есть замечательная сцена. Девушка пеняет своему молодому человеку, что он выбрал неправильную профессию, так как пилоты скоро станут не нужны.

Это было более полувека назад. Телевидение, к слову, грозившееся «убить» театр и кино, изобрели позже автопилота, а искусство Мельпомены все живет и живет. Что уж говорить про такую тонкую материю как полет на самолете.

Первый автопилот был разработан американской корпорацией Sperry Corporation аж в 1912 году. А в 30-е годы уже многие пассажирские лайнеры оборудовались системами, позволяющими автоматически удерживать курс и выравнивать крен относительно земли.
В 1947 году Douglas C-54 ВВС США перелетел через Атлантику в полностью автоматическом режиме, включая взлет и посадку.

Как ни странно, но если в других сферах техническое совершенство способствует прогрессу, в авиации пока все наоборот. Чем сложнее, больше, комфортнее и «умнее» самолет, тем меньше шансов, что когда-нибудь он полетит сам. Чем технологичней начинка, тем выше вероятность отказа каждой ее составляющей, а чем больше такой начинки, тем больше возможных комбинаций отказов, просчитать которые не в состоянии ни один компьютер.

Вот почему грамотный пилот самолета, обученный пилотированию «на руках», последовательно прошедший все этапы подготовки – от маленькой Цессны до авиалайнера – будет востребованы всегда.

«Взлет опасен, полет прекрасен, посадка трудна»

Это еще Михаил Громов – тот самый, который в 1937 году в компании с Юмашевым совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – США – говорил. Даже далекие от авиации люди, не осознавая толком, как летает самолет, понимают, что просто так с высоты 10 тысяч метров он не упадет. Чаще всего авиакатастрофы случаются на взлете и посадке. То есть той части полета, справляться с которой автопилот пока не очень умеет.

Да, уже давно созданы системы, способные поднимать и сажать самолет в полностью автоматическом режиме, но надо понимать, что такие самолеты требуют практически лабораторных условий. Во-первых, идеальная погода – ветер не более 10 м/с, никакого дождя, льда, снега или грозы. Во-вторых, аэропорт, оборудованный так называемой ILS (Instrumental Landing System) – системой автоматического захода на посадку.

Грубо говоря, это совокупность маяков и датчиков, с помощью которой полет на самолете может осуществляться буквально вслепую. Позволить себе такое оборудование могут только очень крупные международные хабы в развитых странах. С другой стороны, в развитые страны обычно очень много желающих прилететь, а чем больше в воздухе самолетов в единицу времени, тем выше вероятность сбоя системы ILS из-за перегруженного всевозможными радиоволнами и датчиками пространства. Замкнутый круг.
Тем не менее, разговоры о том, что скоро автоматика вытеснит из кабины живых пилотов, не умолкают.

5 причин, почему в обозримом будущем этого точно не произойдет

– Отсутствие необходимой инфраструктуры. Посадка на автопилоте при нулевой горизонтальной и вертикальной видимости (например, в плотный туман) разрешается только в аэропортах, сертифицированных по III категории ИКАО. Сертификация эта не то чтобы сложно реализуемая технически, но очень дорогая. Вкладывать такие деньги в полтора километра бетонки, построенные еще английскими колонизаторами (либо розовощекими строителями коммунизма, в зависимости от географии) экономически не выгодно. А экономика в современной авиации решает если не все, то многое.

– Радиообмен. На протяжении всего маршрута борт сопровождают авиадиспетчеры на земле. А земля большая и разная. Принято считать, что универсальным языком в авиации считается английский, но любой пилот с опытом международных полетов скажет, что в каждой стране он свой. Классикой жанра в этом плане считается «китайский английский», разобрать который с непривычки практически невозможно. Машина с подобным точно не справится, а вот человек умеет приспосабливаться ко всему.

– Интуиция умноженная на опыт. Авиастроители в комплект к самолету всегда прилагают руководство по эксплуатации и карты действий в аварийных ситуациях. Так вот, двойные (тройные и т.д.) отказы в них не предусмотрены. Точнее предусмотрены, но с формулировкой «экипаж сам определяет последовательность действий, исходя из своего опыта, знаний и сложившейся обстановки». У автопилота своих знаний нет, а компьютер, который мог бы просчитать все комбинации ситуаций, если и возможен в теории, то в жизни будет весить как три самолета.

– Дороговизна. Та же кофеварка, что в магазине «Все для дома» стоит сотню долларов, на борту бизнес-джета будет стоить тысяч десять. Не потому что «крутизна дороже денег», а потому что она обязана соответствовать международным требованиям безопасности для бортового оборудования. Что уж говорить про оборудование, которое отвечает за жизнь пассажиров? Тарифы на авиабилеты при этом будут такими, что гражданская авиация потеряет вообще весь смысл своего существования.

– Психология пассажиров. Это самое простое и самое сложное одновременно. Много найдется в мире людей, готовых отдать свои кровные за полет на самолете без пилота? Особенно, если билет этот стоит дороже, чем экспедиция на МКС?

Мечтать приятно, а фантазировать легко. Возможно, когда-нибудь человечество и достигнет такого расцвета, что воспитает искусственный интеллект и построит совершенную ILS-инфраструктуру в самых отдаленных уголках Земли. А пока у нас даже газ с канализацией не везде есть, качественно подготовленный пилот самолета, обучение которого проходило в приближенных к земным реалиях условиях – с живыми примерами, в разных погодных условиях, с необходимостью мгновенно принимать решения головой, а не автопилотом, работу всегда найдет. По крайне мере на ближайшие 100-200 лет.

Ссылка на основную публикацию