Бизнес и предпринимательская деятельность в Китае в 2020 году

Идеи бизнеса с минимальными вложениями

Чтобы получать прибыль за счет китайских товаров, вовсе не обязательно жить в республике: некоторые способы позволяют заниматься бизнесов в России.

  • Создание интернет-магазина. Сделать свой сайт и начать продажу популярной китайской продукции – элементарный вид бизнеса. Придется заплатить за первую партию товара;
  • Дропшиппинг. Посреднические услуги: нужно сформировать базу клиентов, отправить ее поставщику и получить разницу между ценой, озвученной покупателю и той, которую выставил производитель;
  • Организация фотосессий, съемки во время праздников – эта услуга стала популярной в Китае в середине 90-х, при минимуме затрат можно заработать до 1500$ в день.

Особенности оформления своего бизнеса заключаются в необходимости подачи документов на мандаринском языке, для этого придется привлекать опытных переводчиков.

Китайская экономика лишилась драйвера роста

Поэтому одной из инициатив правительства, привлекших особое внимание, стало обещание поддерживать микропредпринимательство. Речь идет об уличных торговцах, с которыми власти боролись на протяжении последних 20 лет, чтобы строже регулировать торговлю, облагораживать улицы и повысить качества еды.

На пресс-конференции в мае премьер Госсовета КНР Ли Кэцян даже похвалил город Чэнду, где, по его словам, за несколько недель было создано 100 000 рабочих мест благодаря тому, что уличные торговцы получили разрешение на работу. После этого Шанхай и ряд других мегаполисов тоже смягчили регулирование.

Ведомости в Twitter

Развлечения и мероприятия

Еще один тренд в Китае — дизайн, творчество и проекты, направленные на улучшение текущего уровня жизни. Китайцам надоело жить в необустроенной «пещере». Сами они называют свою нынешнюю политику «Дракон обустраивает пещеру». Китайцы начали обращать внимание на разные «фишечки» — расцветают рынки маркетинга, дизайна, развлечений.

Но при этом количество организаторов различных концертов, театров, представлений в Китае на порядок меньше, чем в Европе, и на несколько порядков меньше, чем в Москве. В Москве, например, можно развлекаться как угодно: столичный рынок перенасыщен, и многим там не хватает места. А вот бывший когда-то очень популярным в России Витас уже сделал головокружительную карьеру в Китае. Он собирает стадионы, живет в элитном квартале Шанхая и неплохо себя чувствует. К нему специально приходят с банками с водой, чтобы зарядить воду его магическим пением.

Конечно, не все могут стать известными певцами, но в России есть несколько event-агентств, которым пора подумать о выходе на китайский рынок. Думаю, в ближайшее время на этом рынке появится несколько новых миллиардеров.

Ожидается, что в 2018-2020 годах рынок потребления в Китае обгонит США и станет мировым рынком номер один. Уже сейчас Китай находится на первом месте по импорту и экспорту.

В Поднебесной возможностей действительно много, но надо учитывать, что китайский рынок больше и сложнее российского. Нужно быть готовым к конкуренции: если в России у вашей идеи будут 2-3 конкурента, то в Китае их будет 20-30.

Второй важный вопрос, который стоит перед всеми предпринимателями, покоряющими китайский рынок, — как правильно на него выходить? Для этого есть пять путей.

Еще один тренд в Китае — дизайн, творчество и проекты, направленные на улучшение текущего уровня жизни. Китайцам надоело жить в необустроенной «пещере». Сами они называют свою нынешнюю политику «Дракон обустраивает пещеру». Китайцы начали обращать внимание на разные «фишечки» — расцветают рынки маркетинга, дизайна, развлечений.

Бизнес в Китае для иностранцев и русских

Правительство может запретить иностранному гражданину, вовлеченному в какие-либо деловые или юридические споры, покинуть страну, пока не будет решен вопрос, который в некоторых случаях может затянуться на годы. Лица могут не знать, что они подлежат запрету на выезд, прежде чем попытаются уехать на родину.

Закон о контроле за иностранными неправительственными организациями Китая вступил в силу 1 января 2017 года. Этот закон распространяется на все некоммерческие неправительственные организации, юридически созданные за рубежом (включая Гонконг, Макао, Тайвань), которые хотят регистрировать офисы или осуществлять деятельность в материковом Китае. Организации, которые не сообщают о деятельности в соответствии с законом, не смогут легально действовать на указанной территории или передавать средства местным НПО.

Основой иностранной бизнес-политики является урегулирование споров зарубежных предприятий.

Существуют различные варианты урегулирования коммерческого спора, в основном это судебные разбирательства, арбитраж и посредничество. Наиболее подходящий вариант всегда будет зависеть от обстоятельств дела, и компании должны обратиться за советом к адвокату, который специализируется на законах КНР.

  • Законодательство ограничивает типы механизмов разрешения, которые могут использоваться в коммерческих контрактах, связанных с Китаем, поэтому контракт необходимо тщательно подготовить. Контракты, заключенные в России обычно не применяются местными судами.

Многие иностранные компании стремятся разрешить споры путем арбитража. Совместные предприятия считаются внутренними структурами, и споры, связанные с совместными предприятиями, будут в основном рассматриваться как внутренние споры, которые рассматривает только Китайская судебная система.

Однако есть некоторые опасения для инвестиций и начала бизнеса в Китае. В 2016 году в КНР зафиксировали самый медленный темп роста с 1990 года, его производственные и строительные отрасли замедлились, опасения также касались уровня государственного долга. По данным Банка международных расчетов, общий долг страны вырос с 6 тн в конце финансового кризиса до почти 28$ тн в конце 2016 года. Это означает, что его общая задолженность эквивалентна 260 процентам своего ВВП, тогда как задолженность местных компаний составляет около 170 процентов ВВП.

Ликвидация нищеты и построение общества среднего достатка

В следующем году КНР намерена окончательно ликвидировать нищету. В частности, предполагается, что каждый гражданин КНР будет обеспечен питанием и одеждой, дети из беднейших семей получат гарантированный доступ к девятилетнему образованию. Среди основных направлений работы обозначены развитие инфраструктуры в беднейших районах и усиление их материальной поддержки из центра.

Впрочем, эксперты отмечают, что основная ответственность в борьбе с нищетой ложится на самих представителей беднейших слоев населения. “Проблема не в том, сколько правительство выделяет средств на искоренение нищеты, а в том, как эти средства используют получатели. До сих пор многие беднейшие слои деревенского населения пребывают в уверенности, что правительство им “должно”, и попросту проматывают правительственные дотации. Нужно изменить подход получателей государственных средств к их использованию”, – подчеркивает научный сотрудник Академии общественных наук КНР Юй Шаосян.

Вместе с тем, наблюдатели уверены, что власти смогут выполнить поставленные ими задачи. Напомним, что в течение прошедших 40 лет Китай избавил от бедности 740 миллионов человек. В последние годы из-за черты абсолютной бедности страна ежемесячно выводила по одному миллиону человек. Центральное телевидение Китая сообщает, что сейчас из нищеты в КНР выводят по одному человеку каждые три секунды.

На 2020 год также поставлена задача окончательного достижения общества среднего достатка. Эта задача, прежде всего, предполагает создание в стране среднего класса – людей со среднегодовым доходом в 10 тысяч долларов и больше, которые рассматриваются как основная движущая сила внутреннего потребления, обеспечивающая почти 80 процентов национального экономического роста.

По официальной статистике, в 2018 году численность среднего класса в КНР превысила 400 миллионов человек. Однако сами же китайские исследователи отмечают, что реальная цифра может быть в разы меньше официально заявленной. Так, в 2017 году профессор Школы социологии Университета Цинхуа Ли Цян пришел к выводу, что 73 процента представителей китайского среднего класса “еле дотягивают” до нижней планки включения в эту социальную группу. “По большому счету, их жизнь не сильно отличается от представителей группы населения с низкими доходами”, – констатирует социолог. Не соглашаются с официальной китайской статистикой по среднему классу и западные эксперты. Так, по подсчетам аналитиков издания Economist, сегодня численность этой группы населения в КНР составляет 132 миллиона человек.

Несмотря на существующие разногласия, абсолютно все наблюдатели сходятся во мнении, что размеры среднего класса в Китае будут стремительно расти. По прогнозу Economist, к 2030 году они увеличатся в 3,5 раза: в КНР будет 480 миллионов человек с ежегодным доходом больше 10 тысяч долларов.

В октябре Китай путем слияния двух судостроительных гигантов создал крупнейшую в мире судостроительную корпорацию China Shipbuilding Group Corp. Ее активы оцениваются в 787 миллиардов юаней (около 110 миллиардов долларов), она контролирует около 21 процента глобального судостроительного рынка.

Пять стратегий для бизнеса. Как пройти через этот кризис

Уроки Китая и других стран

До Covid-19 китайская экономика в течение многих лет процветала благодаря стратегии « копируй и внедряй». Теперь пришло время европейским и американским компаниям копировать и внедрять актуальные практики из китайского опыта. Ведь на фоне общей неуверенности и нечетких политик правительств о том, как пройти через кризис, лидерам стоит полагаться на опыт, здравый смысл и примеры того, что уже сработало в регионах Азии, которые стали частично восстанавливаться после значительного и резкого спада в бизнесе.

Какие стратегии следует рассмотреть?

Ниже предлагаю вашему вниманию несколько подходов.

1. Держите стратегическую цель вашего бизнеса в фокусе, но будьте готовы менять ваши тактические усилия. Создайте малую кризисную команду.

Кризисы имеют очень динамичную природу и траекторию, которая требует постоянной перезагрузки наших ментальных моделей и планов. Исходное непонимание и даже неспособность осознать всю сложность ситуации уступает место признанию проблемы, а уже потом — планированию кризисного реагирования на нее, разработке стратегии восстановления и, наконец, рефлексии и обучению. Задача владельца или руководителя — обеспечить непрерывность бизнеса, а следовательно вы должны сделать все, чтобы принимать решения быстро, избежать застревания в сложных процессах внутренней координации и медленного реагирования на изменения обстоятельств.

Компания Intel, например, создала постоянную пандемическую команду в рамках планирования непрерывности бизнеса. Идеальный размер подобной команды — от пяти до семи человек. В ней стоит иметь руководителей основных бизнес-подразделений, ответственных за таланты и коммуникации, которые будут регулярно собираться и управлять прохождением организации через кризис.

Мы в One Philosophy практикуем: ежедневные созвоны лидерской команды в конце рабочего дня, кроме аd hoc взаимодействия по отдельным вопросам кризиса; координацию учредителем или CEO согласованных шагов по соответствующим изменениям в бизнесе, а также для обеспечения единого источника коммуникации с коллегами и партнерами; активную обратную связь от всех членов лидерской команды для поиска лучших альтернативных решений или шагов на основе предыдущего опыта или международных практик.

На ранних стадиях эпидемии Master Kong, ведущий производитель лапши быстрого приготовления и напитков, ежедневно просматривал динамику продаж своих партнеров в ритейле и регулярно реорганизовал усилия. Они предусмотрели сметание продукции с полок в мегасторах и диверсифицировали поставки своей продукции через небольшие каналы дистрибуции, переориентировавшись на электронную коммерцию и меньшие торговые точки. Постоянно отслеживая планы повторного открытия магазинов различных размеров, они гибко реагировали — и в результате смогли восстановить свою цепочку поставки более чем на 50% всего за несколько недель после вспышки, поставляя в 60% магазинов, открытых за этот период в три раза больше, чем некоторые конкуренты.

Cosmo Lady, крупнейший в Китае производитель нижнего белья, инициировал программу для увеличения продаж через WeChat, привлекая своих работников к продвижению продукции через свои социальные круги. Компания создала мотивацию и рейтинг продаж среди всех работников — от генерального директора до рядового работника, чтобы поддержать развитие бизнеса компании.

2. Инициируйте четкие инструкции и заботьтесь о безопасности для работников.

В условиях кризиса трудно найти ясность, когда ситуация и имеющаяся информация от государства постоянно меняются. Официальные советы могут быть противоречивыми, устаревшими или недостаточно подробными для практических целей. Кроме того, путаница усиливается множеством сообщений в СМИ с различными перспективами и советами. Сотрудникам будет сложно адаптироваться к новым способам работы, если они не будут иметь четкой информации.

В Дании известный ресторан Noma, который закрыл свои гостеприимные двери на время карантина, сообщил своим работников о том, что они: 1) оплатят их работу последним днем работы ресторана в марте; 2) позаботятся о медицинском страховании, включающем психологическую поддержку во время кризиса; 3) будут обеспечивать питанием коллег и в случае необходимости попытаются помочь финансово, как сделала бы это семья в случае форс-мажора у члена семьи.

3. Гибко перераспределяйте таланты в вашей ответственности на актуальные виды деятельности.

Скорее всего, без государственной поддержки и значительных резервов, большинство малого и среднего бизнеса столкнется с вызовом сокращений или переводом своих работников на неполный рабочий день. Однако и здесь надо использовать стратегии, которые дадут вам возможность сохранить все ценные и лояльные таланты для восстановления бизнеса после кризиса.

В Китае, например, в индустриях, которые сильно пострадали, некоторые креативные китайские предприятия активно перенаправляли или одалживали своих работников другим компаниям, которые быстро росли. Так, в ответ на сильное падение доходов более 40 сетей ресторанов, гостиниц и кинотеатров оптимизировали свой персонал, чтобы освободить значительную часть своей рабочей силы. Затем они поделились своими работниками с компанией Hema — новой розничной сетью супермаркетов, принадлежащей Alibaba, которая крайне нуждалась в рабочей силе в службах доставки из-за внезапного прироста онлайн-покупок. Игроки O2O, в частности Ele, Meituan и JD’s 7Fresh, следовали за этим лидером и также позаимствовали работников у ресторанов.

4. Обратитесь к своим клиентам и скорректируйте, что и как продаете во время кризиса.

Любой бизнес, в прошлом зависевший от взаимодействия между людьми, — консалтинг, туристический бизнес или ритейл — должен серьезно пересмотреть свою бизнес-модель.

Бизнесы с максимально низкими резервами могут обратиться к своим клиентам, как это сделал ресторан Noma. Они попросили своих лояльных клиентов не отменять визит в ресторан, а переносить на более позднюю дату. Поскольку Noma работает только по предоплате, это позволит им удержаться дольше с точки зрения наличных резервов. Они также обратились к клиентам с просьбой поддержать их бренд — дарить друзьям сертификаты на посещение Noma без даты. «Предлагаем перейти из режима паники к режиму работы, как семья», — предложил клиентам директор ресторана.

Гибкие китайские бизнесы быстро переориентировали свои каналы продаж. Например, косметическая компания Lin Qingxuan была вынуждена закрыть 40% своих магазинов во время кризиса, в частности, все локации в Ухане. Однако компания переориентировала 100+ своих beauty-консультантов из этих магазинов на работу в интернете, помогла им стать инфлюэнсерами в WeChat. Это дало им возможность привлекать клиентов и стимулировать онлайн-продажи. Вследствие продажи бренда в Ухане достигли 200% роста по сравнению с продажами предыдущего года.

Продажи люксовых товаров прогнозируемо упадут на $ 33−44 млрд в 2020 году, поскольку состоятельные покупатели будут держаться подальше от магазинов в ближайшее время. Поэтому некоторые европейские бренды ради сохранения уважения к бренду и осознавая, что падение их рынков будет очень значительным, решают отдать свои производственные мощности под производство необходимой продукции в кризис. Так, французский конгломерат товаров роскоши LVMH объявил, что производственные мощности в его косметической отрасли, в частности Parfums Christian Dior, Parfums Givenchy и Guerlain, с понедельника начнут производить «значительные объемы» гидроалкогольного геля. Произведенные дезинфицирующие средства компания бесплатно будет передавать французским властям для нужд населения столько, сколько продлится кризис.

5. Заботьтесь о репутации и готовьтесь к восстановлению бизнеса уже сейчас.

Умный альтруизм относительно ваших клиентов сегодня, как ни странно, поможет вам быстрее восстановить бизнес после кризиса.

Сосредоточьтесь на том, что является сегодня важным для ваших клиентов. Например, Target разослал всем клиентам сообщение от генерального директора, в котором описал расширенные процедуры дезинфекции в магазинах и среди персонала, имеющего отношение к доставке заказов. Мы в One Philosophy пригласили наших клиентов к общим стратегированиям о влиянии кризиса на их бизнес и поиску инновационных решений на основе нашего опыта и международных практик. Наши коллеги из практики здравоохранения и Solutions for People стали консультантами для клиентов, которые стремятся максимально учесть риски для здравоохранения для своих клиентов и работников.

Упростите, когда это возможно. JetBlue стала первой авиакомпанией, которая отказалась от дополнительной оплаты за смену рейсов, связанных с коронавирусом. Это помогло не только успокоить текущих клиентов, но и привлечь новых, которые в последние недели раздражались правилами других авиакомпаний. Зато страховые компании не считают коронавирус весомой причиной для отмены рейса. Посмотрим, какие из них останутся в бизнесе после кризиса, когда мир изменится.

Сочувствие — лучшая стратегия для создания возможностей для продажи. Компаниям стоит переосмыслить рекламные стратегии, чтобы они больше соответствовали сегодняшнем zeitgeist. Так, в январе LVMH, среда ключевых брендов которого — Fendi, Celine и Louis Vuitton, передали Фонду Красного Креста Китая 1 миллион китайских юаней ($ 144 000). Эти средства направлялись на решение дефицита медицинского обеспечения в Ухане.

Компания Apple сделала пожертвование в размере $15 млн для лечения больных и уменьшения экономических и общественных последствий пандемии во всем мире. Они также сообщили, что удваивают пожертвования сотрудников Apple, стимулируя тех из них, кто может индивидуально поддержать усилия COVID-19 по реагированию на местном, национальном и международном уровнях. Эти компании осознают, что эти средства сейчас — это инвестиции в длительную актуальность их брендов для потребителей, страдающих сегодня.

Только через шесть недель после вспышки вируса Китай находится на ранних стадиях восстановления. Сейчас задержка пробок составляет 73% от уровня 2019 года, по сравнению с 62% в худшее время эпидемии, свидетельствует о восстановлении движения людей и товаров. Так же потребление угля восстанавливается от уровня от 43% до 75%, что свидетельствует о восстановлении производства. И уверенность возвращается, как это наблюдается в операциях с недвижимостью, которые сначала упали до 1% уровня 2019 года, но опять подскочили до 47% (по крайней мере до второй возможной волны вспышки).

Читайте также:  Отдых в Мармарисе (Турция) – все подробности с фото

Кризисы проходят, но при них каждая компания продолжает писать страницы истории. Президент Линкольн во время большого затруднения сказал: «Если вызовы растут, то и мы должны подняться вместе с этими вызовами. Поскольку наши вызовы новые, то и мы должны думать и действовать по-новому». Желаю, чтобы страницы истории, которые бизнес, работники, клиенты напишут во время пандемии коронавируса в Украине, были упоминанием о том, как всем удалось пройти через трудности, заботясь друг о друге.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Какие стратегии следует рассмотреть?

Начать бизнес с Китаем просто?

Да. Относительно многих других сфер бизнес с Китаем — лучший способ «зайти» быстро и с минимальными вложениями.

Таких направлений много. Например, товар, которого еще нет в России и который может стать трендом. В таком случае у вас есть возможность зарабатывать очень большие деньги, пока нет конкурентов. А когда они появятся, то у вас уже будет рабочий бизнес и бренд, которому доверяют. Вы в любом случае выигрываете.

Как поддерживают малый бизнес в Китае

В 2003 г. на XVI съезде КПК (Коммунистической партии Китая) была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 ., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство.

К 2010 году по сравнению с 2001 годом предполагается увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем расширения участия КНР в мировой экономике. Для дальнейшего обеспечения высокого жизненного уровня в Китае на основе совершенствования структуры народного хозяйства и повышения его эффективности поставлена задача к 2020 году увеличить уже в 4 раза уровень ВВП по сравнению с 2000 годом и значительно укрепить экономическую мощь и конкурентоспособность продукции.

Малый бизнес – ключевой сектор

Национальная программа экономического развития предусматривает в предстоящие 15 лет (2006-2020 гг.) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль. В последние годы индустрия услуг Китая развивалась быстрыми темпами. Новый период индустриализации должен стать поворотом от ресурсоемкого производства к высокотехнологичному и наукоемкому ресурсосберегающему способу производства, при существенном улучшении экологической ситуации в стране.

К 2020 году удельный вес индустрии услуг в общем объеме ВВП страны должен повыситься с нынешних 33% до 50-60%. В намеченные сроки ВВП превысит $4 трлн и ежегодный доход на душу населения достигнет примерно $3 тыс., что будет соответствовать уровню государств со средним уровнем доходов населения.

В настоящее время китайские экономисты предусматривают реализацию достижений научно-технической революции до 2050 г. и выдвигают концепцию создания “современного общества”, находящегося на одном научно-техническом, информационном и интеллектуальном уровне с развитыми странами.

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации.

Правительство постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития МСП, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики. Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития малых и средних предприятий и способов управления кредитными гарантиями для них.

Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2002 г. был принят “Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий”, который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.

Особое практическое значение имеют положения об учреждении “Государственного фонда развития малых и средних предприятий” (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск сектора МСП во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.

В 2005 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.

В 2005 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд и $197,71 млрд, увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор МСП.

Национальная комиссия по развитию и реформированию

Основным проводником государственной экономической политики в стране является “Национальная комиссия по развитию и реформированию” (the National Development and Reform Commission – NDRC), одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития МСП. Для этого в составе NDRC создан “Департамент малого и среднего предпринимательства” и образован “Китайский центр координации и кооперации бизнеса” (The China Center for Business Cooperation & Coordination – CCBCC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Основными функциями CCBCC являются: исследование роли, состояния и потребностей сектора МСП; сбор информации и формулировка предложения для выработки политики, способствующей его развитию; содействие в создании комплексной системы оказания услуг для малого и среднего бизнеса; организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров; обучение, информационное обслуживание, консультирование и диагностирование бизнеса. CCBCC разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки МСП.

В целях быстрейшего развития этого сектора организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий с участием различных стран и международных организаций. CCBCC регулярно проводит международные выставки, на которых только за период с 1990 по 2001 г. было подписано 950 международных проектов по развитию МСП в Китае на общую сумму $6,2 млрд. Ныне CCBCC создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малых предприятий.

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП, по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (CSMEO). Деятельность CSMEO поддерживается “Департаментом развития МСП” в NDRC. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.

В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП.

Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития МСП в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

В целях дальнейшего расширения информационной сети и для координации деятельности CSMEO в части создания высококачественной 3-х уровневой общенациональной системы информационного обслуживания МСП в 2003 г. было создано главное информационное агентство “Бейджунг МСП онлайн компании” (Beijing SME Online Co., Ltd.). На первом уровне находится основной вебсайт в Бейджунге (Пекине), который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.

Новые технологии

Наряду с общей информацией о состоянии рынка малого бизнеса CSMEO публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях. Публикует данные об агентствах, оказывающих услуги МСП, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов.

Сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для МСП в различных регионах и городах страны, а также дает информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, CSMEO характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей.

Для удобства пользователей осуществляются онлайновые юридические консультации по регулированию деятельности малых предприятий и консультирование предпринимателей по вопросам аттестации систем управления качеством и менеджментом, а также оказывается помощь в разработке планов компьютеризации предприятий.

CSMEO обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью МСП. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности предпринимателей, дает прогнозы дальнейшего их развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки МСП с целью оценки их эффективности. Распространяет информацию об опыте работы наиболее успешных предприятий, оказывает помощь в развитии электронного бизнеса.

Помогает предпринимателям в онлайновом режиме оформить заявки в фонды поддержки МСП на оказание помощи. Разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов с целью минимизации рисков. Одновременно CSMEO оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг, в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видео-конференции, создание веб-сайтов, бесплатное информационное обслуживание; дистанционное обучение, создание электронных библиотек и баз данных для малых и средних предприятий.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.

Бизнес-налог

Одним из общеобязательных отчислений в налоговую систему является бизнес-налог. Он представляет собой выплаты на осуществление хозяйственной деятельности. Такой налог выплачивается лишь предприятиями с иностранными инвестициями. Единой ставки бизнес-налога не существует. Размер выплаты напрямую зависит от рода деятельности предприятия.

Бизнес-налоги в Китае оплачиваются ежемесячно. Так, если организация занимается транспортом, то она обязана заплатить 3 процента от общей месячной прибыли.

Если основной деятельностью организации является строительные или инженерные работы, то налог в 2020 году будет равняться 3 процентам. При предоставлении финансовых услуг, предприятию необходимо будет отчислить в государственный бюджет около 8 процентов. Если организация занимается телекоммуникациями, культурной или спортивной деятельностью, то размер налога равен 3 процентам.

При предоставлении различного рода услуг, продажи недвижимого имущества и приобретении нематериальных активов, размер налога составит 5 процентов. Если организация является представителем индустрии развлечений, то она обязана ежемесячно выплачивать от 5 до 20 процентов от своего дохода.


Подоходный налог оплачивается исключительно физическими лицами, то есть людьми, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, а устроились работать в Китае по найму. Этот налог удерживается непосредственно с заработной платы. Его размер напрямую зависит от уровня оплаты труда.

Как устроена бизнес-среда в Китае

Обозреватель Republic.ruЕвгений Карасюк расспросил консультанта по организации бизнеса в Китае и одновременно директора программ «Восточной Школы» Института Востоковедения РАН Владимира Невейкина как функционирует бизнес-среда в Китае. Выяснилось много интересного, но интегрирующая мысль одна: чиновничество в Китае – это экономисты, а не бухгалтеры и ради роста экономики государство может даже закрывать глаза на некоторую фискальную разболтанность.

У России нет проблем с недостатком китаистов-теоретиков, но эксперты-практики, подобные Невейкину, всегда были в остром дефиците. Невзирая на подъем в отношениях двух государств, изучением современного Китая тут почти никто не занимается, отмечает мой собеседник. В итоге мы имеем довольно смутное представление о том, чем живет Китай и почему экономические показатели этой страны так разительно отличаются от российских успехов.

– Поворот на Восток – помните, как часто о нем говорилось еще три-четыре года назад? Немногие в российской власти, казалось, реально представляли себе, с какой страной мы намеревались строить партнерство. Понимания с тех пор стало больше?

– Никакого серьезного исследования Китая в России не было и нет. А вот разного рода мифов по-прежнему предостаточно. Начнем с того, что единого Востока в мире не существует. В мире есть государства. И при некотором обобщении мы можем разделить их на два основных типа: государства современные и государства традиционные. В обоих случаях решается вопрос о власти и влиянии, но разными методами. В первом – рыночными и конкурентными, во втором – силовыми. Россия сделала выбор в пользу традиционной модели. Китай – государство современное и ощущает себя таковым. Мы идем принципиально разными дорогами. Россия отгораживается от мира. Китай, напротив, в него интегрируется, стремится к большей открытости. Ну, вот представьте: вы решили победить на международном чемпионате по шахматам. Можете, конечно, учредить свою собственную шахматную федерацию. Или вообще изменить правила игры, сказать, у нас тут своя игра – мы играем в го. Но мир продолжит играть в шахматы, а вы таким образом окажетесь за пределами мирового тренда. Если вы поставили себе задачу стать чемпионом мира, вы должны играть по международным правилам.

– С удивлением узнал недавно, что в Китае популярен футбол. Китайские компании даже спонсируют нынешний мундиаль.

– В городах страны неподдельный интерес к мировому футболу. Мы, например, сейчас продаем российские продукты питания в фанзонах. Точки до 2 часов ночи работают, там большие экраны и почти всегда есть посетители, которым консультанты очень дотошно объясняют, в чем суть этой игры, этого футбола. Повальным увлечением это, пожалуй, еще назвать нельзя. Но дайте время. Полюбили же в Китае гольф. В Шанхае полно гольфклубов, которые стоят безумных денег. Нельзя стать членом гольфклуба, не купив в нем долю. Это там сейчас один из самых преуспевающих видов бизнеса. И, конечно, это уже не тот традиционный Китай, каким его привыкли у нас представлять.

– Хотите сказать, исторический образ Китая как срединного государства давно не актуален?

– Срединное государство оно ведь на то и срединное, чтобы считаться центром цивилизации, а не его альтернативой. Просто китайская концепция развития, как мы знаем, однажды завела страну в тупик. Китайцы в свое время тоже уступили гордыне и взяли курс на изоляционизм – и в конце концов страна потерпела жестокую катастрофу: политическую, экономическую, социальную. Весь XIX и XX века – это абсолютная катастрофа китайского сознания, деградация китайского государства. Сейчас вот опубликовали дневники Эйнштейна…

– … в которых он так неделикатно он называет китайцев трудолюбивым, грязным и тупым народом.

– Вы знаете, еще сравнительно недавно Китай производил тяжелое впечатление. Я помню, как сам впервые попал туда в 1989 году переводчиком и ездил по китайским деревням. Я был в шоке: люди жили в ужасающих условиях, спали вместе с животными, голодали.

– Эхо политики Мао?

– При Мао люди массово умирали от голода (36 млн человек умерло только в период Великого китайского голода 1958–1962, согласно оценкам автора книги «Tombstone» Ян Цзишена. – Republic). Спустя 30 лет китайцы страдали от хронического недоедания. По прошествии еще 30 лет мы имеем страну потребительского изобилия, учитывая темпы роста ее внутреннего рынка.

– Китай не вызывает ассоциаций с изобилием. Только не в России.

– Ну, Китай вообще развивается очень быстро. Его даже наши академики не успевают осмыслить. Я недавно участвовал в выездной сессии РАН, где выступал очень, подчеркиваю, очень уважаемый российский академик – даже не буду его называть. У меня был короткий доклад, посвященный бизнес-практике в современном Китае, потом много вопросов. Наконец, ко мне подошел тот самый академик: «Скажите честно, ну ведь там же такая ужасающая бедность. В Китае люди недоедают». Смотрю я на этого академика и вспоминаю советский анекдот: все, что негры в Америке недоедают, срочно высылайте нам.

– Китайскую экономику⁠здесь часто представляют, как преимущественно ⁠государственную. И даже если значительная ее часть формально независима, все равно ⁠по духу она дирижистская ⁠и существует в пространстве, подконтрольном компартии.

Читайте также:  Музей Ван Гога в Амстердаме – купить билет, картины, отзывы

– Это очередной миф. Государственный сектор в экономике Китая занимает не более 30%, частный – 70%. Посмотрите статистику.

– Государственную китайскую статистику?

– Я пользуюсь данными Тайваньского института исследований Китая, которые считаю самыми объективными. Мы же не станем подозревать тайваньских исследователей в желании приукрасить действительность материкового Китая, с которыми Тайвань находится в состоянии многолетней вражды.

– Читайте отчеты своих врагов, чтобы понять свои сильные стороны.

– Естественно. Частный бизнес в стране чувствует себя хорошо, и не в последнюю очередь потому, что государство в него не лезет. Административного и силового давления на предпринимателя, подобное тому, какое мы видим в России, там нет. Его просто невозможно представить.

– А великая китайская коррупция? Как ее масштабы соотносятся с тем, что вы говорите?

– Коррупция, конечно же, в Китае есть. Но ее уровень даже несопоставим с российским. Если нецелевые расходы в китайских государственных проектах – градостроительных, инфраструктурных – превышают 1,5%, это неминуемо влечет за собой жесткое наказание для всего менеджмента проекта. Поэтому километр великолепной китайской дороги в [северо-восточной] провинции Хэйлунцзян, где точно такие же погодные условия, как в России, в семь раз дешевле, а качество в четыре раза лучше, чем в регионах российского Дальнего Востока. При этом средняя зарплата дорожного строителя в КНР вдвое выше, чем у аналогичного рабочего в Амурской области.

– О стремительно дорожающей рабочей силе в Китае много пишут, да.

– Поэтому-то очень много русских и хотят работать в Китае.

– Знаю про летчиков. Кто еще?

– Да много кто, начиная с обычных рабочих. На одном китайском заводе мне как-то показали зарплатную ведомость. Работяга, закручивающий гайки на конвейере, имеет минимальный гарантированный оклад 8,5 тысяч юаней – 85 тысяч рублей. А более квалифицированный персонал – $2–3 тысячи. Попробуйте найти людей на производство с зарплатой ниже $1 тысячи. Замучаетесь искать. Постоянные ожидания роста доходов для населения Китая обыденная вещь – и прежде всего для среднего класса, который в стране уже оценивается в 300–400 млн человек. По опыту работы в китайской рознице хочу вам сказать, что для среднего китайца 15 юаней – 150 рублей – это карманная мелочь. Сравните с Россией, где подобная сумма начинаются от 50 рублей.

– В Москве, я бы сказал, от 100.

– Но и я сейчас не о жителях Пекина говорю.

– Вернемся к китайской коррупции. О ней, выходит, нам известно еще меньше, чем о китайских зарплатах.

– Китайские чиновники – не лучше российских, поверьте. Вы думаете, они денег не хотят? Очень хотят. Дайте китайским чиновникам те полномочия, которыми обладают их российские коллеги, и они за год уничтожат китайскую экономику. Превратят ее в венесуэльскую. Но, к счастью, китайский чиновник связан по рукам и ногам, поскольку несет за последствия своих решений персональную ответственность. Если чиновнику вдруг вздумалось инициировать проверку, которая нарушила работу частного предприятия, то он должен быть готов к тому, что владелец обратится в арбитраж (а он в подавляющем большинстве случаев встает в подобных спорах на сторону предпринимателя). При необходимости он также может обратиться в Госкомитет по развитию и реформе – одно из самых влиятельных ведомств в структуре китайской власти, влиятельнее китайского КГБ (Министерства госбезопасности КНР. – Republic). Чиновнику придется компенсировать убыток за простой. Легко могут и посадить. Наказания там очень жесткие, а механизм ответственности работает как часы.

– И в чем здесь мотивация государства?

– Класс, на который опирается руководство Китая, – это, скажем так, промышленники и предприниматели. Поэтому и реагирует на ущемление их прав и свобод очень серьезно. Уголовные дела против бизнеса – редкость: на 100 осужденных чиновников один предприниматель. В Китае оправдания в духе «он меня совратил взяткой» просто смешны. Взял – садись. Все же понимают: просто так отдавать свои деньги другому нормальный человек не станет. Значит, вынудили.

– Как же в таком случае работают китайские налоговики? Как выполняют план по собираемости, если неаккуратная проверка любого уклониста чревата такими последствиями?

– Собираемость налогов в Китае даже не тема. Тема – экономический рост. И это тот бог, которому молится все руководство, вся китайская коммунистическая партия. Рост привлекает инвестиции, увеличивает налоговую базу, общий размер пирога, общего богатства. Естественно, в стране есть крупные предприятия – национальные и иностранные – которые платят налоги по полной. Все крупные экспортеры в китайской экспортоориентированной экономике в обязательном порядке платят НДС. Но на внутреннем рынке, на уровне бизнеса, который мы привыкли относить к малому и среднему, платежная дисциплина уже совсем иная. Но интересно другое: за те тридцать лет, что я работаю с Китаем, мне не попалось ни одного китайского предприятия, где бы проводилась хотя бы одна налоговая проверка. И сами китайцы, с которыми я контактировал, ни знают никого в своем окружении, кто имел бы опыт таких проверок – камеральных, выездных, встречных, поперечных. Никаких. В Китае неуплата налогов – повсеместная практика и для юридических, и для физических лиц. В Китае ежемесячный заработок 3,5 тысяч юаней – примерно $500, 35 тысяч рублей – вообще не облагается подоходным налогом. Китайцы, разумеется не дураки, поэтому все там официально получают до 35 тысяч рублей, включая владельцев люксовых автомобилей и частных самолетов. Китай – страна огромных теневых доходов.

– И государство сознательно смотрит на них сквозь пальцы?

– Вполне сознательно. Государство эту сферу, разумеется, регулирует – законы-то есть, но администрирует оно ее, мягко выражаясь, без лишнего рвения. Вот мы, например, продаем в Китае российское мороженое. Приходим на китайский завод по производству холодильников – три тысячи рабочих, современные сборочные линии, компрессорное производство. Обсуждаем цену: без бумажных формальностей она одна, а официально, с выписыванием счет-фактуры – другая: где-то на 20% выше. НДС ведь придется заплатить, бухгалтера озадачить. Очень многие люди, которые занимаются предпринимательством в Китае, не регистрируют даже ИП. Все расчеты проводят через личный счет. Так, например, работает розница, ресторанный бизнес. Все расчеты – не важно, вносите вы деньги через кассу или нет – идет на личный счет хозяина. А затем он вместе с бухгалтером, который по НДС обязан отчитываться [перед налоговыми органами] ежемесячно, решает, какие цифры отразить в счет-фактуре, а какие оставить неучтенными.

– И все-таки в чем государственный смысл такого попустительства?

– Китайцы – прагматики, принимающие мир таким, какой он есть, но выбирающие из двух зол меньшее.

– Два зла – это коррумпированный чиновник, который душит бизнес, и социально безответственный предприниматель, не желающий платить налоги?

– Первое зло для Китая на порядок страшнее, чем второе. Ведь что средний предприниматель делает с деньгами, которые не выплачивает в виде налогов? Как правило, инвестирует в расширение, развитие. Массовый уход предпринимателей от налогов ведет к наращиванию инвестиционного потенциала. С точки зрения экономики, Китай – абсолютно либертарианское государство. В этом смысле оно даже гораздо более свободно, чем Америка. И в отличие от России с ее фискальной политикой, Китай – страна экономистов, а не бухгалтеров. Государство там не кошмарит своих налогоплательщиков, а стимулирует их к деловой активности. Китайский подушевой ВВП с 1990 года вырос в 37 раз! А российский? Мы не смогли даже удвоить этот показатель. И после этого вы будете рассказывать китайцам о преимуществах бухгалтерского подхода, налогового прессинга? Я вас умоляю. Рост, и еще раз рост – вот что для Китая главное.

– При том что китайская экономика уже крупнейшая в мире, если судить по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. А скоро станет крупнейшей и в номинальном выражении, опередив США.

– Но стратегическая цель Китая этим не исчерпывается. Она в том, чтобы со временем стать абсолютным центром, главным источником цивилизационных смыслов, каким сейчас являются Соединенные Штаты и в целом Запад. Местом, задающим стандарты и тренды, куда устремляются лучше идеи и лучшие умы.

– Не уверен, что именно это имеет в виду председатель Си Цзиньпин, соглашаясь с президентом Путиным в вопросе о защите суверенитета от пагубного западного влияния. Думаете, компартия Китая ведет страну в точности по тому пути, который вы сейчас описали?

– Три года назад ваш скепсис я бы посчитал неоправданным, стал бы спорить. Потому что, несмотря на всю монолитность китайской власти, там удалось реализовать принцип ее сменяемости. Но сейчас мы видим отход от этого принципа (в начале весны по инициативе Компартии Китая из конституции исключили положение, запрещавшее лидеру страны избираться на пятилетние сроки более двух раз).

– В экономической теории есть такой эффект храповика. Скажем, цены: резко взмыв вверх в ответ на растущий спрос, они потом уже не снижаются до первоначального уровня, когда спрос ослабевает. Применим ли тот же принцип к китайской модернизации? Зашла ли она достаточно далеко, чтобы регресс в политике не мог вернуть страну в исходное состояние – то, которое вы наблюдали 30 лет назад?

– Мне тяжело представить, чтобы современный Китай легко мог вернуться в прошлое.

– И все-таки стиль китайского лидера, все более авторитарный, идет вразрез с задачами дальнейших реформ.

– На текущем этапе, думаю, это преувеличение. Си Цзиньпин – несомненно, яркий лидер, и очень многое сделал для экономического роста. В последние годы [деловой] климат в стране улучшился. Об этом мне говорят многие китайские предприниматели. Но настораживает сама возможность консервации власти. Если в силу каких-то обстоятельств Китай соскользнет с траектории своего развития, то рискует как минимум затормозить рост. Когда Дэн Сяопин затевал свои реформы, то одной из главных опасностей на их пути считал не дефицит хороших программ, нет, их можно написать, сколько угодно. Главная проблема – противоречие между индивидуумом и обществом. Академия общественных наук Китая тогда провела любопытное исследование и не нашла за всю историю человечества ни единого примера, когда бы правитель после 10 лет руководства страной приносил ей пользу. До 10 лет были разные варианты. После – только один.

– Ну, Китай вообще развивается очень быстро. Его даже наши академики не успевают осмыслить. Я недавно участвовал в выездной сессии РАН, где выступал очень, подчеркиваю, очень уважаемый российский академик – даже не буду его называть. У меня был короткий доклад, посвященный бизнес-практике в современном Китае, потом много вопросов. Наконец, ко мне подошел тот самый академик: «Скажите честно, ну ведь там же такая ужасающая бедность. В Китае люди недоедают». Смотрю я на этого академика и вспоминаю советский анекдот: все, что негры в Америке недоедают, срочно высылайте нам.

Бизнес и предпринимательская деятельность в Китае в 2020 году

Современное развитие предпринимательства играет особую роль в экономике Китая. Развиваясь и совершенствуясь, КНР вышла в мировые лидеры по продажам и внедрению инновационных технологий. Особое внимание уделяется малому и среднему бизнесу, в его развитие и поддержание государство вкладывает большие средства. Инновации позволили Китаю перейти от экстенсивного развития к интенсивному, инновационная деятельность способствует быстрому развитию науки и образования, что в дальнейшем благоприятно скажется на развитии КНР.

Цель исследования: на основе результатов анализа показать развитие инновационного предпринимательства в Китае и систематизировать меры, направленные на улучшение предпринимательского климата в стране.

Материалы и методы исследования: в написании данной научной статьи были применены следующие методы исследования: анализ, синтез, логический, сравнительный.

Результаты исследования и их обсуждение

Китай – активно развивающийся перспективный рынок внедрения инноваций с дешевой рабочей силой и большим количеством ресурсов. Неудивительно, что малый и средний бизнес в Китае – это привлекательная для иностранных инвесторов и предпринимателей сфера, поскольку законодательство и политика страны позволяют им открывать и с успехом развивать здесь инновационное предпринимательство, занимая первые позиции на мировом рынке.

В последние годы значимую роль в развитии экономики и экономическом росте практически любой страны играет предпринимательство. Особую важность оно имеет в Китае. Малый бизнес обеспечивает КНР не только рабочие места, но и прорыв в инновационной сфере, позволяющий интегрироваться стране в глобальную мировую экономику, иметь лидирующие позиции на международном рынке, расширять экспорт своих товаров и увеличивать богатство государства. Поэтому правительство Китая уделяет серьезное внимание развитию инновационного предпринимательства. Причем развивать свой бизнес в стране и достаточно хорошо зарабатывать могут не только местные, но и зарубежные предприниматели.

По результатам исследования и обобщения литературного обзора можно выделить следующие основные направления в малом бизнесе:

– вывоз и продажа товаров китайского производства;

– производство товаров и оказание услуг на территории страны.

Китай имеет конкурентное преимущество: проведение НИОКР на базе собственных разработок, основанных на импорте зарубежных передовых технологий. Это дало возможность стране достаточно быстро пройти этап индустриализации и войти в шестой технологический уклад. Государственная политика направлена на разработку, внедрение, продажу инноваций и инновационных товаров. Для активизации и поддержки развития инновационной деятельности предусмотрены налоговые вычеты на научные исследования инноваций, налоговые каникулы для инновационных предприятий, широко используется венчурное финансирование, даже создана ассоциация венчурных компаний.

Изменение объемов венчурных инвестиций в Китае за последние три года представлено в таблице.

Динамика венчурных инвестиций по сферам деятельности в КНР за 2015–2017 гг.

2017 г. к 2015 г.,%

Аналитические данные показывают, что за весь период исследования по венчурным инвестициям различных отраслей и сфер деятельности Китая увеличились. Например, инвестиции в интернет возросли на 106,09%, темп роста инвестиций в телекоммуникации составил 111,85%, в технологии – 113,15%, в финансах – 112,76% и в торговлю – 158,97%. Такая динамика отражает не только стремительный рост инвестиций в инновации, но и развитие инновационного предпринимательства, появление новых форм малого бизнеса.

Начиная с 2015 г., страна работает по долгосрочному плану со стратегией создания полномасштабной инновационной системы в стране. Были расставлены приоритеты в направлениях деятельности, точками роста выбрали сокращение затрат на импорт новых технологий за счет создания собственных инновационных технологий; создание собственного рынка интеллектуальной собственности с полным правовым сопровождением; активные разработки и научные исследования за счет бюджетного финансирования [1, с. 224].

Инновационная деятельность в предпринимательстве Китая находится под поддержкой и контролем государства. При государственных закупках правительство выделяет значительную часть средств, прежде всего на инновационные товары китайских компаний. Широкое распространение получило субсидирование и льготное финансирование от созданного в стране Инновационного фонда [2, с. 406].

Выделим перспективные виды предпринимательской деятельности в Китае:

1. Посредничество. Один из самых популярных способов заработка на китайском рынке. Товары, приобретаемые на территории КНР, приносят тем, кто их перепродает, хорошую прибыль. Это может быть продажа в интернет-магазине товаров, заказанных на китайских сайтах, или небольшая лавка в арендованном помещении. Неизменной популярностью пользуются одноразовые и канцелярские товары, аксессуары для волос, очки, галантерея.

2. Переработка рыбы и производство рыбной продукции. Современный рыбный бизнес в Китае – это огромные заводы по переработке рыбного сырья, поставляемого из РФ и других стран. Скупая рыбное сырье, Китай производит филе и регулирует мировые цены на готовую продукцию.

3. Продажа и экспорт продукции в другие регионы. Этим занимается большая часть предпринимателей при непосредственной поддержке государственных структур.

4. Индустрия развлечений и сфера обслуживания. Прежде всего, это ресторанный, игорный и гостиничный бизнес в Китае. Большая численность населения страны и его высокая занятость повышают спрос на качественную и недорогую ресторанную еду. Тем более надо учесть специфику страны – питаться вне дома.

Как показала практика, инновационная модель над КНР имеет определенные характерные черты:

– рост интеграции в международную инновационную систему;

– приоритет развития науки и образования, создание благоприятных институциональных условий для инновационного бизнеса;

– разработка среднесрочных и долгосрочных планов (пятилетка) по развитию инновационного предпринимательства в стране;

– целенаправленная государственная политика по разработке, внедрению инноваций, иерархичная система управления, создание региональных комиссий по науке и новым технологиям.

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором и драйвером экономического роста, оживления рынка, наращивания его емкости по всем странам, расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью всей китайской экономики и до сих пор активно создаёт огромное количество рабочих мест, что очень важно при перенаселении территории, а также осваивает новые инновационные технологии, включая и информационные. Однако этот сектор все же испытывает трудности в привлечении иностранного капитала, в заимствовании технологий и в обмене информации между странами. Есть трудности в недоверии иностранных партнеров, поскольку многие товары из Китая имеют репутацию «страны подделок», существуют проблемы с частными и зарубежными венчурными вложениями из-за непрозрачности рынка, жестким государственным контролем в экономике страны, концентрацией венчурного бизнеса в руках муниципального фонда [2. с. 125].

Важную роль в развитии инновационного предпринимательства играют центры по поддержке малого предпринимательства. В 2016 г. таких центров было 1800, из которых 800 – муниципальные (бюджетные) и 1000 – внебюджетные. В их функции входит аудит бизнеса и персонала, юридическое и технологическое сопровождение.

Читайте также:  Куда поехать и где лучше отдохнуть в Армении?

Толчок в продвижении инновационной деятельности в малом бизнесе дало принятие решение руководством страны о создании свободных экономических зон и активная политика во внешней торговле. Особенно это было заметно после вступления Китая в ВТО в 2001 г. В результате многократно расширились возможности для экспорта китайских товаров мелкого и среднего бизнеса.

В этот же период была создана муниципальная информационная служба CSMEO, способствующая развитию инновационного предпринимательства страны, которая охватывает все регионы. Данная служба предоставляет услуги по информационному консультированию населения и предпринимателей через свой интернет-сайт, также информирует о состоянии рынка труда и субъектов малого бизнеса, о новых изменениях в законодательных документах, о последних достижениях науки и технологических разработках.

В Китае в развитии инновационного предпринимательства важное место отводится Национальной комиссии по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission NDRC). Она разрабатывает критерии развития МСП. В рамках этой организации создан Департамент малого и среднего предпринимательства, образован Китайский центр координации и кооперации бизнеса (или The China Center for Business Cooperation & Coordination – над CCBCC). Данные организации обслуживают малое предпринимательство, обеспечивают экономическую, информационную, технологическую поддержку и кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития МСП [3, с. 552].

Систематически ССВСС проводят исследования проблем развития малого и среднего бизнеса, разрабатывают государственные программы, организуют на различном уровне конференции, форумы, семинары, выставки по обмену опытом работы наиболее успешных предпринимателей, активно приглашая предпринимательство других стран.

Правительство Китая постоянно предпринимает меры по созданию более благоприятных институциональных условий для дальнейшего развития малого инновационного предпринимательства, поэтапно совершенствуя правовую систему регулирования его деятельности. В ближайшей перспективе будет реализован ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития МСП и управления кредитными гарантиями для них. Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в секторе МСП, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков и поиске новых иностранных партнеров. Все это оказывает влияние на прогрессивный рост малого бизнеса в сфере инноваций.

Приведем небольшую статистику. В 2017 г. в Китае было более 4,3 млн предприятий малого и среднего бизнеса и 27,9 млн индивидуальных предпринимателей, где занятость городского населения свыше 75%. Если сопоставлять с общим количеством инновационных предприятий в стране, то это составляет 99,6%, с долей в ВВП – 60% и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции. При этом под категорию малых предприятий до с числом занятых до 99 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 100 но до 999 человек.

Малому бизнесу принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% в год новой продукции для Китая. На их долю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта из Китая.

По данным 2017 г., объем экспорта продукции новых высоких технологий Китая составил $218,25 млрд, а импорта – $197,71 млрд, рост в динамике составил 31,8% и 22,5% соответственно. Данный рост обеспечил именно малый и средний бизнес.

КНР вышла в мировые лидеры по патентным заявкам, что говорит о высоком уровне организации интеллектуальной собственности. На государственном уровне создано единое патентное ведомство КНР (State Intellectual Property Office – SIPO, Chinese Patent Office), которое проводит экспертизу иностранных и внутренних патентов и осуществляет контроль за региональными патентными бюро (Regional IPR Bureau).

В трех административных районах (Континентальный Китай, Гонконг и Макао) образованы патентные ведомства, которые выдают патенты, имеющие территориальную привязку. То есть патенты, выданные в одном регионе, не действуют на другой территории.

На государственном уровне вопросами интеллектуальной собственности также занимаются: государственное торгово-промышленное управление, государственное управление по авторским правам (NCA), ведомство по торговым маркам, главное таможенное управление (GAC), главное государственное управление КНР по контролю качества и карантина, ведомство по торговым маркам. В 1993 г. организовано управление общественной безопасности (полиция) и прокуратура, народные суды средней и высшей инстанции, которые заводят дела по нарушению прав интеллектуальной собственности [4, с. 120].

В 2017 г. в стране насчитывалось более 700 патентных ведомств и более 7 000 патентных поверенных, выдано 880 000 патентов. В 2018 г. планируется увеличить показатели в два раза, в том числе патентных заявок за рубежом. Однако, как прогнозируют многие специалисты, с таким существенным ростом патентов в деятельности совместных и зарубежных фирм со стопроцентным иностранным капиталом могут возникнуть серьезные сложности [5, с. 203–205].

Итак, сегодня Китай – мощная мировая держава. Экономический рост КНР в последние несколько лет хоть и пошел на спад, тем не менее остается самым высоким в мире. Большое количество населения и, соответственно, нескончаемо широкий рынок плюс комфортные условия для ведения малого инновационного бизнеса открывают перед иностранными бизнесменами и инвесторами большие перспективы.

Правительство КНР предусмотрело поддержку иностранных компаний, инвестирующих в экономику страны в виде преференций по налогообложению. Например, если предприятие занимается продажей тайских товаров в зарубежные страны, то предусмотрен возврат НДС (12%). Кроме того, иностранные компании не платят налог на прибыль (это одно из условий вступления КНР в ВТО) [6, с. 377–378].

В целях улучшения предпринимательского климата и развития малого бизнеса в Китае разработан ряд перспективных мер, а именно:

– совершенствование законодательства по вопросам защиты интеллектуальной собственности, трудовых взаимоотношений и социальных гарантий для предпринимателей;

– создание благоприятных институциональных условий для эффективного развития инновационного предпринимательства и контроль за реализацией всех действующих положений по поддержке малого и среднего бизнеса;

– создание равных условий в сфере налогообложения, кредитования, экспорта, импорта и т.д. для всех предприятий малого и среднего бизнеса на уровне предприятий с государственной, кооперативной, иностранной формой собственности;

– полноправное участие предпринимательства в создании городских и сельских кооперативов, народных банков на акционерной основе.

Заключение

Китай является лидером мирового рынка инноваций от предпринимательства. Правительство страны на государственном уровне осуществляет приоритетную поддержку развития инновационного малого бизнеса, затрагивая такие важные стороны, как налогообложение, кредитование, интеллектуальную собственность, патентоведение, внешнеэкономическую деятельность. Государственная политика выбрала малый бизнес как точку роста и прогресса в инновациях для все большей интеграции и глобализации с мировой хозяйственной системой.

В Китае в развитии инновационного предпринимательства важное место отводится Национальной комиссии по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission NDRC). Она разрабатывает критерии развития МСП. В рамках этой организации создан Департамент малого и среднего предпринимательства, образован Китайский центр координации и кооперации бизнеса (или The China Center for Business Cooperation & Coordination – над CCBCC). Данные организации обслуживают малое предпринимательство, обеспечивают экономическую, информационную, технологическую поддержку и кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития МСП [3, с. 552].

Трансграничная электронная торговля

В последние годы трансграничная электронная торговля в Китае неуклонно росла на фоне высокого потребительского спроса на премиальные бренды и высококачественные зарубежные продукты. Значительная часть трансграничной электронной торговли осуществлялась через серые каналы, известные на китайском языке как «daigou».

С 1 января 2019 года действуют два циркуляра, совместно именуемые правилами трансграничной электронной торговли. Новые правила обязывают торговцев daigou зарегистрироваться в качестве коммерческих предприятий и получить необходимые лицензии.

В противном случае на них может быть наложен штраф в размере до 2 миллионов юаней (291 620 долларов США) за незаконную предпринимательскую деятельность и уклонение от уплаты налогов. Введение этих правил отражает давнюю политическую цель правительства Китая по перенаправлению трансграничной электронной торговли из daigou под строгий контроль правительства.

В то же время Министерство финансов Китая планирует добавить 63 категории товаров в список товаров, которые не облагаются пошлинами при покупке через трансграничные платформы электронной торговли, включая такие популярные потребительские товары, как электроника, мелкая бытовая техника, продукты питания и товары для здоровья.

Китайские власти также планируют увеличить годовую квоту на приобретение товаров за рубежом посредством сервисов электронной торговли для отдельных категорий покупателей с 20 до 26 тысяч юаней (3 791,06 долларов США) и расширить пилотные зоны трансграничной электронной торговли, которые пользуются более простыми таможенными процедурами, еще на 22 города, включая Пекин, Нанкин, в результате чего общее число городов увеличится до 35.

Миграционное законодательство КНР предусматривает ряд ограничений в отношении найма иностранных работников в Китае китайскими компаниями. В частности, позиция, на которую претендует иностранный гражданин, должна иметь особую потребность, которая не может быть закрыта за счет найма местного работника.

Какие наказания предусмотрены за ведение незаконной предпринимательской деятельности?

Ответственность за ведение незаконной предпринимательской деятельности установлена специальными законами и подзаконными актами. Но если в них отсутствуют нормы об ответственности, управление торгово-промышленной администрации имеет право в соответствии с правилами издать предписание о прекращении ведения незаконной деятельности, конфисковать весь незаконно полученный доход, а также наложить штраф размером 10 тысяч жэньминьби.

В большинстве случаев ответственность за невыполнение требований к созданию компании и/или получению лицензии определяется именно специальными законами или подзаконными актами. К примеру, за продажу лекарственных препаратов без лицензии на реализацию медикаментов в соответствии со статьей 72 Закона Китайской Народной Республики «Об обороте медикаментов» управление торгово-промышленной администрации должно пресечь такую незаконную деятельность, конфисковать все препараты и незаконно полученную прибыль, а после наложить штраф в размере от 200 до 500 процентов от стоимости лекарственных препаратов (учитывая уже реализованные препараты и товарно-материальные запасы организации). Продажа лекарственных препаратов без лицензии может также стать основанием и для привлечения виновного к уголовной ответственности.

Помимо этого, новыми правилами предусмотрена ответственность и за создание условий для ведения незаконной деятельности – к примеру, за предоставление места для ведения такой предпринимательской деятельности, перевозку и хранение грузов и т.д. В таком случае управление торгово-промышленной администрации должно конфисковать незаконно полученную прибыль и наложить штраф в размере до 5 тысяч юаней жэньминьби.

Также, согласно новым правилам, сведения о лицах, которые занимались незаконной предпринимательской деятельностью, вносятся в систему общественной кредитоспособности. Помимо этого, новые правила предусматривают привлечение к ответственности за совершение нарушений общественного порядка (если ведение незаконной предпринимательской деятельности было связано с нарушением общественного порядка) и уголовную ответственность (в случае, если образуется состав такого преступления).

Помимо этого, новыми правилами предусмотрена ответственность и за создание условий для ведения незаконной деятельности – к примеру, за предоставление места для ведения такой предпринимательской деятельности, перевозку и хранение грузов и т.д. В таком случае управление торгово-промышленной администрации должно конфисковать незаконно полученную прибыль и наложить штраф в размере до 5 тысяч юаней жэньминьби.

Классификация налогов

Система налогообложения в Китае состоит из трёх основных категорий налоговых выплат:

График структуры налоговой системы в Китае

  1. Центральных.
  2. Совместных.
  3. Местных.

Вернуться к оглавлению


Этот налог должны платить все иностранные компании и предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории Китая, и соответственно получают прибыль от осуществляемой деятельности. Он является ежегодным, то есть вносить налог необходимо лишь один раз в году. Налоговая ставка разнится в зависимости от места регистрации компании. Если предприятие официально зарегистрировано на территории Китайской Народной Республики, то его владельцы обязаны платить 30 процентов от ежегодной прибыли.

Главные угрозы для бизнеса в 2020 году

Торговое соглашение между Китаем и США не сможет вернуть темпы роста объемов международной торговли на прежний уровень

В 2019 году по всему миру резко усилился протекционизм – по нашим оценкам, различные страны и государства приняли в общей сложности более 1000 разнообразных законодательных актов протекционистского характера. По итогам 2019 года объем мировой торговли впервые со времен мирового экономического кризиса показал отрицательный темп роста (-0,8%). Мы считаем, что в 2020 году не стоит ждать существенного роста объемов международного товарообмена: согласно текущим прогнозам, объем мировой торговли за текущий год вырастет всего на 0,8%.

“Перемирие” в торговой войне между КНР и США, ознаменованное новым торговым соглашением между державами, вряд ли существенно поднимет индекс предпринимательского доверия или подстегнет объемы производства и международной торговли, особенно если учесть, что Китая или Соединенных Штатов касаются всего 23% от общего числа протекционистских мер. Иными словами, усиление протекционизма – это новая реальность международного рынка, к которой бизнесу придется адаптироваться.

Темп роста мирового ВВП, упавший за 2019 год на 0,75 процентных пункта в результате неопределенности на международной политической арене, вряд ли восстановится в этом году. Так, мы прогнозируем, что по итогам 2020 года глобальный ВВП прибавит всего 2,4% (по сравнению с 2,5% в 2019-м). Также ожидаем увеличения числа корпоративных банкротств в 80% от общего числа ежегодно анализируемых стран, в том числе в США (+3%), Великобритании (+3% в 2020 после совокупного увеличения на 17% после референдума 2016 года), Германии (+2%) и Франции (+1%). В целом мировое число банкротств увеличится в этом году на 2% – то есть настолько же, насколько и в 2019 году.

Анализ отраслевых рисков: металлургия в числе отстающих, строительная промышленность быстро растет

Неопределенность, спровоцированная усилением протекционизма, повышает волатильность цен на сырье, особенно на металлы, нефть и продукты сельского хозяйства. Согласно нашему прогнозу, цены на сталь продолжат снижаться в течение последующих 6 месяцев. Это, в свою очередь, выльется в снижение доходов производителей стали, особенно если учесть, что в Китае, на который приходится половина мирового объема потребления стали, ВВП, по нашим оценкам, вырастет в этом году всего на 5,8%.

Именно стечение ряда неблагоприятных обстоятельств стало причиной ухудшения отраслевой оценки металлургии в 5 странах, в том числе в США и Италии. Более того, стабильно низкий уровень цен на нефть (прогноз Coface – в среднем $60 за баррель сырья марки Brent в 2020 году по сравнению с $64 в 2019-м) может негативно сказаться на некоторых производителях, работающих с высокой долговой нагрузкой – в первую очередь это касается ряда американских производителей.

Если же говорить о позитивных трендах, можно отметить, что строительная промышленность в 2020 году будет быстро расширяться благодаря экспансивной денежно-кредитной политике целого ряда государств: так, отраслевая оценка строительной промышленности была улучшена сразу в 4 странах (в том числе в Бразилии и Турции). В общей сложности мы ухудшили 22 отраслевых оценки и улучшили всего 8, что отражает существенный рост рисков в мировой экономике.

Основные риски, с которыми столкнутся компании в 2020 году, будут не экономическими

В конце 2019 года была зафиксирован резкий рост уровня социальной напряженности в целом ряде “проблемных” регионов мира. В целом вспышки социальных конфликтов нельзя назвать неожиданными – индекс политического риска Coface, рассчитанный в начале 2019 года, показал рекордно высокий исторический результат. Этот индикатор указывает на то, что 2020 год может стать непростым для целого ряда стран Африки, Ближнего Востока, Центральной Азии и даже для России.

Также с начала 2019 год все громче слышны голоса активистов, призывающих оберегать природу от вредного антропогенного воздействия. Стоит также отметить, что экологические риски могут отражаться на бизнесе самыми разными путями: с одной стороны, из-за климатических изменений вырастает риск стихийных бедствий (а значит, и риск повреждения материальных активов бизнеса); с другой, бизнесу придется адаптироваться к новым, более жестким природоохранным стандартам и учитывать рост экологической сознательности населения. В этом году стоит, в частности, внимательно отслеживать, как ужесточение природоохранных норм отразится на индийском автопроме и на секторе международных грузоперевозок.

Развивающиеся рынки: рост объема государственных долгов снова в центре внимания

Мы прогнозируем, что темпы роста ВВП блока развивающихся стран в этом году вырастут (+3,9% в 2020-м против +3,5% в 2019-м). Однако и объемы государственных долгов в странах “развивающегося” блока выросли до рекордных исторических значений и продолжают расти во всех регионах, кроме Центральной и Восточной Европы. Так, например, в странах Латинской Америки объем задолженности сегодня выше, чем в 1990-х годах, в период регулярных долговых кризисов. В Африке объем государственной задолженности находится примерно на том же уровне, что 15 лет назад – то есть в период, когда долги многих государств списывались странами-кредиторами и международными организациями. Для бизнеса в этом регионе это означает, что объем просроченной задолженности крупных государственных корпораций в этом году также наверняка вырастет. Единственная хорошая новость заключается в том, что сегодня структура госдолга развивающихся стран в целом более благоприятна, нежели 20 лет назад, так как около 80% от общего объема долгов номинировано в местной валюте.

Учитывая эти и другие факторы риска, а также общую волатильность рыночной среды, мы ухудшили страновые оценки 4 стран – Колумбии, Чили, Буркина-Фасо и Гвинеи. Впрочем, одновременно с тем были улучшены страновые оценки 6 государств – Турции, Сенегала, Мадагаскара, Непала, Мальдив и Парагвая.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

“Перемирие” в торговой войне между КНР и США, ознаменованное новым торговым соглашением между державами, вряд ли существенно поднимет индекс предпринимательского доверия или подстегнет объемы производства и международной торговли, особенно если учесть, что Китая или Соединенных Штатов касаются всего 23% от общего числа протекционистских мер. Иными словами, усиление протекционизма – это новая реальность международного рынка, к которой бизнесу придется адаптироваться.

Добавить комментарий