Балансировка бензокосы

Как отрегулировать крепления мотокосы. Ранцевый ремень

От правильности крепления мотокосы на ранцевом ремне зависит комфорт садовода и, как следствие, скорость и длительность его работы. Многие не желают тратить время на регулировку креплений бензинового триммера на двухплечевом ремне, и возможно это оправдано если необходимо подкосить траву только на небольшом участке или возле заборчика, но при больших участках вопрос удобства и выдержки станут первостепенными, если мы не хотим растягивать покос на несколько дней. К тому же правильно отрегулированное крепление бензокосы сделает существенно безопаснее кошение травы. Как по мне, то стоит разобраться в этом вопросе.

Монтаж и регулировка крепления бензинового триммера. Ремень рюкзак.

Удобство пользования зависит не только от правильного размещения бензинового триммера на ранцевом ремне, его равновесия, но и от правильности установки и регулировки двуручной ручки, часто именуемой велосипедной.

Регулировка крепления мотокосы. К чему нужно стремиться.

После завершения регулировок двуручной ручки и ремня рюкзачного типа режущий инструмент бензокосы, находящейся в висящем положении на обвязке, должен быть параллелен земле, руки при этом не должны касаться садового инструмента. Высота, конечно, может разнится в зависимости от выполняемой задачи, 20-30 сантиметров при покосе высокой травы для корма, 5-10 сантиметров для стрижки газонной травы.

Балансировать мотокосу необходимо с установленным режущим инструментом: диском или катушкой с леской.

Регулировка: ранцевый ремень / ремень рюкзак / ремень рюкзачного типа / плечевой ремень / парашютный ремень.

Возможно из-за неточностей перевода, сейчас можно встретить множество названий ременной подвески садовой техники: ранцевый ремень / ремень рюкзак / ремень рюкзачного типа / плечевой ремень / парашютный ремень. Для бензокосы подойдет только двухплечевой ремень, отсюда и ассоциации с рюкзаком и ранцем, который должен быть правильно присоединен и подогнан по фигуре. Можно конечно подвесить на одно лямочную подвязку, ремень петлю, но не рекомендую, разве что для совсем маломощных моделей. Вес и вибрация быстро дадут о себе знать.

В первую очередь необходимо отрегулировать высоту крюка двухплечевого ремня в соответствии своему росту. Для этого одеваем ранцевый ремень и подтягиваем плечевые ремни так, чтобы крюк находился ниже бедер на ширину ладони, а нагрузка равномерно распределялась по лямкам. Если вы подтянете триммер выше, то только сузите захват травы, а режущий инструмент скорее всего будет находиться под углом к земле.

Вешаем мотокосу. Переставляя крючок в нужное отверстие планки балансируем бензиновый триммер так, чтобы нож при отпускании рук находился на выбранной, в зависимости от задач, высоте.

На тех моделях бензокос, которые оснащены петлей для крепления, а не планкой, необходимо провести балансировку, перемещая ее по штанге.

Цель такой балансировки распределение веса садового инструмента через ремень рюкзачного типа на плечи, а не постоянная его поддержка руками. Руки должны лишь задавать направление режущему инструменту.

Затем необходимо провести регулировку двуручной ручки бензинового триммера. Если балансировка садового инструмента после этого нарушится, то необходимо повторить все этапы, до достижения результата.

Не всегда получается получить идеальный баланс бензокосы на ранцевом ремне. Иногда параллельность ножа земле можно достичь только при персональном подборе длины и замене штатной штанги триммера. Не забудьте, что на центр тяжести еще будет влиять и количество топлива в баке мототехники. Но даже не идеально проведенная регулировка крепления мотокосы может значительно облегчить труд оператора.

Видео как правильно одевать мотокосу Штиль:

Ремонт бензокосы: обзор неисправностей и эффективные методы их решения. Фото-инструкция от профи!


Бензокосы, как и весь бензоинструмент для сада, не является сложной в обслуживании техникой. Ремонтировать, настраивать самостоятельно можно и нужно. К примеру, регулировка карбюратора бензокосы своими руками – дело пяти минут.

Карбюратор от бензокосы — это узел в системе питания. В нем, как и любых карбюраторах, идет процесс смешивания воздуха и топлива (бензина) для дальнейшей подачи в двигательные цилиндры.

В данном процессе главное – верная пропорция горючего и воздуха, для чего и регулируют карбюратор.

Основные проблемы и неисправности карбюратора.

Сетчатый фильтр. С этим элементом чаше всего две проблемы:

  1. Засор.
  2. Поломка.

Для того, что выяснить причину поломки откручивается крышка топливного фильтра для извлечения сетчатого фильтра. Если на нем просто скопилась грязь, то поможет промывка в бензине или продувка.

При видимых повреждениях на сетчатом фильтре нужно обязательно ставить новый. Также могут быть повреждения на патрубке подвода топлива (при ремонте практикуют проверку этого элемента).

Как работать с бензокосой

НАЗАД ВПЕРЕД 1 из 6


Пусковое устройство карбюратора в большинстве случаев не функционирует из-за засоров. Следует использовать для промывки ацетон или тот же бензин.

Продувка частей карбюратора с засором сжатым воздухом – допустимая и удобная практика ремонта.

Корпус дроссельных заслонок, места связок деталей карбюратора, впускной или выпускной трубопровод – все перечисленные части подвержены разгерметизации. Проверить наверняка можно примитивным способом – проблемный участок намазать мыльной пеной.

Основные неполадки

Неисправности карбюратора мотокосы или триммера, несмотря на относительную простоту их устранения, порой требуют длительного поиска методом исключения. Основные причины таковы:

  • неудовлетворительное качество очистки бензина;
  • засор воздухофильтра;
  • скопления отложений и нагара в отсеках и ходах карбюратора.

Каждая из проблем имеет свои причины.

Неисправность топливного нагнетателя

Самая повторяющаяся поломка – износ, разрыв мембраны. Как следствие, её неприлегание. Топливные ходы не герметизируются на определённых стадиях цикла двигателя. Причины здесь таковы:

  • вы слишком долго работаете на мотокосе или триммере без перерыва;
  • заправлено некачественное топливо;
  • отработанные газы попадают в импульсный канал.

Деформированная мембрана таит в себе несколько плохих последствий:

  • недостаточно бензина или кислорода в создаваемой горючей смеси;
  • запуск мотора происходит после 10 и более неудачных попыток;
  • двигатель стучит, клацает при работе и т. д.;
  • деформируется рабочий поршень.

Засор сетчатого фильтра

Причины засора сетчатого фильтра – некачественная очистка топлива, повреждение шланга и/или нагнетающей головки.

Выход из строя регулировочного рычага

Износ контактной грани рычага – последствие не вполне очищенного топлива, в которое попали песчинки или частицы глины, металла либо иные включения, не растворимые в жидких углеводородах. Появляется проблема с впрыском топлива, мотор без нагрузки функционирует с перебоями.

Впускная игла испорчена

Впускная игла ломается из-за наличия в бензине частиц металла и камня. В результате седло впускной иглы неплотно прилегает к ней, течёт топливная смесь. В горючей смеси, создаваемой карбюратором, слишком много воздуха, отчего мотор может «чихать» в процессе работы. Наконец, игла может стопориться из-за некачественного бензина, либо агрегат долго простаивал.

Забивание регулировочного пространства

В регулировочном отсеке могут скапливаться отложения. Игла не закрывает отверстие полностью, и в топливную камеру поступает много бензина – мотор его переливает, возможно, заливает и свечи зажигания. Из-за этого бензиновоздушная смесь содержит повышенное количество паров бензина. КПД заметно падает.

Испорчена мембрана регулировки

Мембрана часто деформируется (иногда и рвётся) из-за непрерывной работы мотокосы или триммера в течение нескольких часов. Если вы злоупотребляете таким «ударным» режимом работы, повреждение мембраны случается чаще. Новые поломки посыпятся как из рога изобилия:

  • сломается поршень;
  • численность попыток неуспешного старта двигателя резко возрастёт;
  • топливная смесь будет содержать слишком мало бензина;
  • резко упадёт полезная (тепловая) мощность.

Впускной регулирующий рычаг заедает

Заедание регулировочного рычага – следствие неправильной его установки, случайного сгибания. Контактирующая грань обретёт неверную позицию. Это нарушит дополнительное нагнетание бензина.

Заслонка износилась

Дроссельная и воздухозаслонка приходят в негодность из-за поступления с воздушным потоком пыли, частиц металла и т. д. Повреждённые заслонки похожи на детали, подвергавшиеся струйной обработке песком. Из-за износа заслонок снижается КПД мотора, обнаруживаются поломки. Изнашиваются поршень и цилиндр.

В ряде случаев данный фильтр попросту не подходит для вашей модели мотокосы или триммера. В конце концов пострадает вал мотора – его кусочки попадают в каналы двигателя, отчего поршень будет сломан.

Карбюратор невозможно отрегулировать

В том, что регулировка слишком грубая (не удаётся точно выставить параметры) виноваты пружины на регулировочных винтах. Производитель мотокосы или триммера может поставить излишне толстые и жёсткие пружины. Найти другие можно либо в мастерских, где чинится подобная аппаратура, либо приобрести у любого дилера или официального представителя компании, выпустившей мотор для вашего триммера или механической косы.

Сломался праймер

Праймер – ручной мини-насос для принудительной подкачки топлива в карбюратор. Для успешного старта мотора может потребоваться накачать 20 мл бензина вручную.



Устройство карбюратора бензокосы


Основа карбюратора бензокосы – алюминиевый корпус. В нем расположен диффузор (отверстие с внутренними контурами). Через это отверстие нагнетается воздух. От сечения (проходного отверстия) диффузора зависит скорость подачи кислорода (воздуха).

Диффузор оснащен топливными каналами. Из них втягивается топливо при помощи потока воздуха.

Снаружи на карбюратор устанавливают:

  • насос топливный;
  • систему жиклеров;
  • систему регулировки смеси топлива с воздухом;

Советы по ремонту карбюратора бензотриммера

Вне зависимости от производителя имеет место заводской брак деталей карбюратора бензокосы.

Например, описанная выше методика настройки может не дать положительных результатов при чрезмерно большом количестве витков у пружины винта подачи смеси и, как следствие, невозможность оптимального уменьшения уровня подаваемого бензина. Для устранения этого можно самостоятельно немного укоротить пружину или в соответствие с руководством по эксплуатации приобрести новую.

Многие владельцы бензокос при покупке масла следуют указанным там рекомендациям по приготовлению топливной смеси.

Так вот, зачастую указанные на банке сведения по смешиванию бензина с маслом отличаются от указаний в паспорте триммера. Вследствие этого на свече зажигания может быстро образоваться черный нагар, который ведет к падению мощности и повышению расхода топлива. Потому при подготовке рабочей смеси следует соблюдать рекомендациям, указанным в руководстве по эксплуатации. В большинстве случаев пропорция для обкатанного ДВС составляет 1:25. Стоит отметить, что многие владельцы инструмента предпочитают «на глаз» готовить топливо, что непременно приведет к быстрому износу поршневой косы в случае снижения порции масла и образованию нагара на свече зажигания при увеличенном количестве смазочной жидкости.

Правильно выполненные выше советы по настройке карбюратора триммера помогут избежать не только перегрева двигателя, повышенного расхода топлива, но и существенно увеличат срок эксплуатации других деталей и узлов инструмента

Обращайте внимание на работу мотокосы на всех режимах и вовремя проводите регламентированное обслуживание и ремонт инструмента.

Принцип работы карбюратора бензокосы

Дроссельная заслонка определяет количество воздуха для подачи, а от этого напрямую зависит мощность двигателя.

В карбюраторную систему засасывается топливо насосом (его мембраной). Затем проходит через штуцер в карбюраторе. Далее жидкость движется через впускной и выпускной клапаны насоса. Отфильтровывается сеточной. По игольчатому клапану движется в мембранную камеру.

Поэтапная работа устройства:

  1. Подача воздуха в трубку с воздушной перегородкой (заслонкой). Перегородка регулирует интенсивность воздушного потока.
  2. Система подачи топлива обязательно заужена диффузором для увеличения скорости потока.
  3. Бензин через поплавочную камеру и жиклер трубку с сужением. Камера с поплавком регулирует временный объем бензина. В поплавочной камере уровень давления нейтральный, а в трубке с сужением уже низкий. Благодаря перепаду давления, топливо проникает через жиклер.
  4. Ускорение воздушного потока способствует переносу топлива (бензина) и его распылению. В итоге образуется воздушно-топливная смесь необходимой пропорции или плотности.
  5. Воздушно-топливная смесь проникает в цилиндр двигателя через топливную трубку.

От площади открытой воздушной заслонки зависит уровень плотности воздуха в системе. Чем шире открыта заслонка, тем больше расход топлива и мощность.

Проще говоря, регулировка карбюратора на бензокосе – создание оптимальной топливной смеси за счет корректной подачи воздуха.

Когда требуется настройка карбюратора бытового триммера?

Регулировать встроенный карбюратор триммера нужно при:

  • обкатке нового двигателя, во время которой было использовано от 4 до 5 л топливной смеси;
  • резких изменениях погоды;
  • изменении разрежения воздуха – например, когда мотокоса часто используется в горных местностях;
  • продолжительном простое триммера;
  • интенсивном росте нагрузок на силовой агрегат мотокосы;
  • произвольном выкручивании встроенных регулировочных винтов карбюратора – это становится причиной повышенной вибрации ДВС;
  • изменении качества компонентов топливной смеси;
  • переливании горючего карбюратором, следствием чего становится повышение расхода топлива;
  • регулярном появлении толстого слоя смолистых отложений и нагара на поверхности электродов штатной свечи зажигания триммера;
  • запуске двигателя и его произвольном отключении или медленном наборе оборотов;
  • отсутствии поступления горючего в цилиндр силового агрегата;
  • увеличении объемов выбрасываемых отработанных газов.


Отсутствие своевременной настройки карбюратора грозит серьезной поломкой триммера, вплоть до полного выхода из строя его заводского двигателя.

Как отрегулировать карбюратор на бензокосе


Перед регулировкой необходимо тщательно прочистить фильтры согласно техническому обслуживанию в инструкции.

Дальнейшая настройка карбюратора бензокосы своими руками выполняется регулировочными винтами. Всего их три:

  • правый;
  • левый;
  • нижний.

Правый (L) – регулировка топливной смеси для низких оборотов.

Нужно найти максимальные обороты на холостом ходу. Для этого неспешно выворачивают винт (L) вправо и влево.

Для регулировки поворачивают винт на четверть оборота обязательно против часовой стрелки.

Нижний (T) – отвечает за регулировку двигателя на холостом ходу.

  • по часовой стрелке – увеличение;
  • против часовой – уменьшение.

Для правильной регулировки именно холостого хода характерно:

  • устойчивая работа холодного двигателя;
  • не завышенные обороты горячего двигателя;
  • для триммерной головки большой запас оборотов;
  • устойчивая работа двигателя при смене положения (резкое подъем или спуск ножа).
Читайте также:  Вино из барбариса: рецепты с дрожжами и без

Левый (Н) – регулировка смеси на высоких оборотах. (Винт настраивают последним).

От левого винта (Н) зависит общая регулировка максимальных оборотов, мощности двигателя, температуры и расхода бензина.

Настройка карбюратор бензокосы с последним винтом выполняется так:

  1. Открыть дроссель на полную, при этом выдать полный газ. Поворачивать винт по часовой до тех пор, пока не упадут обороты (в этом случае ориентируют на слух).
  2. Повернуть винт как можно медленнее против часовой до неровной работы двигателя.
  3. Затем обратно повернуть совсем немного, едва услышав стабильную, ровную работу.
  4. Для более наглядного применения навыков удобнее рассмотреть работу опытного пользователя:

Интересно, что с точки зрения автора видео, настройку (ее правильность) определяют по цвету свечи, а не только по оборотам и стабильности двигателя.


Правильная настройка карбюратора своими руками в данном случае – сгорание топливной смеси без остатка, цвет свечи должен быть светло-коричневым.

В каких случаях требуется проводить настройку карбюратора?

Стабильная работа карбюратора мотокосы во многом зависит от его правильной настройки.

Регулировка узла требуется в следующих случаях:

  • после обкатки нового триммера, когда во время работы было израсходовано 4–5 полных баков топлива;
  • при частой замене оператором марки используемого для заправки бензина;
  • в результате резкого изменения погоды;
  • из-за продолжительного хранения триммера;
  • в результате произвольного выкручивания регулировочных болтов мотокосы, вызванного сильной вибрацией ее мотора;
  • из-за резкого увеличения количества потребляемого триммером горючего.


Отрегулировать карбюратор мотокосилки также потребуется в тех случаях, когда на свече зажигания инструмента быстро появляется нагар, а также при резком увеличении объема выбрасываемых триммером выхлопных газов.

Методы устранения

Перечень предстоящих работ с двигателем может заключаться в следующем:

  • замена топливного насоса;
  • разборка и промывка сетчатого фильтра;
  • замена регулировочного рычага;
  • необходимо также почистить регулировочное пространство;
  • замена мембраны (или всего блока, где располагается эта мембрана);
  • настройка впускного, выпускного и игольчатого клапанов;
  • замена заслонок;
  • прочистка топливных каналов и диффузора;
  • замена пружин винтов;
  • смена праймера.

Не все эти работы могут быть выполнены. Зачастую получается, что во многих из них нет нужды, если сразу обнаружена конкретная неисправность.

Как правильно одевать ремень триммера

Работать триммером намного удобнее и легче с помощью специального ремня. Благодаря ему оператор может несколько часов подряд косить большие участки травы без боли в суставах и мышцах. Конструкция двухплечевого пояса разработана таким образом, чтобы мотокоса держалась с помощью креплений сама — без помощи рук. Ей понадобится только задавать направление, а все остальное она сделает сама. О том, как правильно прикрепить ремень к триммеру и настроить его под себя, чтобы облегчить нагрузку, и пойдет речь в данном материале.

Ремень-рюкзак для триммера – предназначение

Многие модели триммеров комплектуются обычным косым ремнем. Однако для работы лучше всего приобрести ремень-рюкзак, который специально разработан для мотокосы. Благодаря продуманной конструкции, он равномерно распределяет вес устройства на все тело. Наплечники с мягкой накладкой уменьшают тяжесть и снимают болевые ощущения в предплечьях. Жесткая спинка рассредоточивает нагрузку между верхними и нижними отделами спины, исключая поясницу. Удароустойчивая защита для бедра препятствует контакту мотокосы с ногой, чтобы она не терлась и не передавала вибрацию. Кроме того, ремень обеспечивает:

  • удобную транспортировку триммера;
  • комфорт при эксплуатации за счет эргономичности положения косы относительно тела;
  • безопасность в работе – ранцевый ремень предотвращает выскальзывание мотокосы из рук в момент попадания под нож жестких предметов.

Что собой представляет ремень-рюкзак

Стоит понимать, что вес заправленной мотокосы составляет в среднем 6-9 кг. И это устройство все время нужно держать в подвешенном состоянии. Чтобы равномерно распределить груз, ремень рюкзака как бы опоясывает тело со всех сторон. Основная нагрузка приходится на плечи и спину, поэтому верхняя его часть дополнена широкими поролоновыми вставками и тканевыми лямками. Дальше ремни опускаются вдоль тела и с помощью быстросъёмной клипсы соединяются друг с другом в районе груди или живота. А чтобы при нагрузке пояс не врезался в тело, предусмотрена широкая и прочная подкладка. К поясу крепится пластмассовая защита для ног. Она имеет карабин для присоединения к триммеру и амортизацию в виде пружины. Легкость отстегивания и застегивания мотокосы обеспечивает быстросъёмная защелка, расположенная сверху.

На заметку! Различные модели ранцевых ремней могут отличаться между собой конструкцией замков, карабинов, наличием или отсутствием дополнительных накладок и защелок. Однако принцип устройства и работы у них одинаковый.

Настройка ремня

Чтобы обеспечить себе условия комфортной работы, нужно уметь правильно одевать ремень-рюкзак. Этот процесс требует определенной сноровки, но потом, после подстройки ранца под себя первый раз, надеваться он будет гораздо быстрее и легче.

Регулировка высоты крюка

Самое главное – отрегулировать ремень так, чтобы триммер находился на нужном уровне от поверхности земли. Для этого следует поднять или опустить высоту крюка, что осуществляется путем подтяжки плечевых ремней до тех пор, пока держатель не будет находиться ниже бедер на 10-15 см (ширина ладони). При этом нож прикрепленной косы должен находиться параллельно поверхности, то есть — в строго горизонтальном положении.

На заметку! Если триммер прикрепить слишком высоко, то это сильно ограничит захват травы.

Уравновешивание косы перемещением ушка

После фиксации под себя необходимой высоты, нужно уравновесить триммер. Для этого переставляется ушко, с помощью которого устройство подвешивается к ремню, вперед или назад. В результате нужно прикрепить ремень к триммеру так, чтобы при отпускании руля, нож или пильный диск не ложился на землю, а висел над ней, не касаясь поверхности. На каком расстоянии он будет находиться, зависит от поставленных целей.

Совет! Расстояние над землей в 20-30 см подойдет для скоса высокой травы, а для газонов нужно 5-10 см.

Регулировка плечевых ремней

Чтобы нагрузка распределялась равномерно на плечи и спину, нужно хорошо отрегулировать плечевые ремни. Для этого достаточно подтянуть или расслабить лямки — они не должны впиваться в тело или свисать. Понять, как будет рассредоточиваться вес, можно, если нажать своими руками на крюк для подвески косы.

Закрепление бензокосы на ремне

В зависимости от модели бензиновую косу можно крепить на ремне с помощью планки или петли. В последнем случае для балансировки нужно передвигать ее по штанге, чтобы получить необходимый результат. В некоторых случаях предусмотрены механизмы амортизации, которые позволяют сгладить вибрацию и смягчить резкие скачки триммера.

Балансировка ручек

Важным этапом настройки ранцевого ремня является также регулировка ручек до оптимального уровня. Когда оператор будет держать мотокосу, его руки должны быть расслаблены, а плечи находиться параллельно туловищу. Поэтому после подгонки двухплечевого ремня следует отрегулировать двуручный механизм путем движения его вверх или вниз. Нужно достичь такого результата, чтобы руки лишь задавали направление, а не держали прибор. Если после этого опять нарушится балансировка триммера, то придется заново повторить все этапы.

Правила безопасности

Среди наиболее безопасных и популярных триммеров особо ценятся изделия немецких производителей (в том числе Denzel), так как они уделяют повышенное внимание качеству и надежности. Однако, несмотря на бренд и модель, есть ряд правил, которые при использовании триммера нужно четко знать и соблюдать.

  1. Перед применением необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.
  2. Нельзя работать с триммером в состоянии утомления, болезни, опьянения.
  3. Запрещается использовать косу во взрывоопасных и пожароопасных зонах.
  4. Нельзя косить во время грозы и дождя, а также после дождя, когда трава мокрая.
  5. Можно работать только в светлое время суток, в условиях хорошей освещенности.
  6. Использовать следует только тот вид горючего и смазки, который подходит для конкретной модели триммера.
  7. Не рекомендуется самостоятельно ремонтировать инструмент.
  8. Не следует прикасаться к вращающимся или нагревающимся элементам во время работы.
  9. Нельзя курить и разводить огонь в процессе скашивания и т.д.

Важно! При эксплуатации триммера существуют и другие вредные для здоровья факторы: повышенный уровень шума, вибрация, выхлопные газы, высокая температура некоторых частей, отлетающие ветки и др. Чтобы минимизировать риски, нужно использовать спецодежду, очки и наушники.

Если остались вопросы по регулировке на ремне-рюкзаке конкретной модели мотокосы, ответы можно попытаться найти в руководстве по эксплуатации, прилагающемуся к продукции, или посмотреть видео в интернете, где наглядно и доступно показано, как настроить и отрегулировать пояс вместе с бензокосой.

Самые лучшие триммеры

Триммер Huter GET-400 на Яндекс Маркете

Триммер СТАВР ТЭ-1700Р на Яндекс Маркете

Триммер Makita UR3502 на Яндекс Маркете

Что мы знаем о работе с триммерами?

Содержание:

  1. 1. Подготовка
  2. 2. Общие требования безопасности
  3. 3. Рабочий процесс
  4. 4. Особенности использования бензокосы
  5. 5. О ножах, лесках и дисках
  6. 6. Правильный уход – залог безотказной работы

Что же надо знать, чтоб работа триммером приносила удовольствие и давала хорошие результаты?

Соблюдение нехитрых правил использования и хранения такого агрегата полностью исключает весь возможный травматизм и существенно облегчает работу.

Подготовка

Перед непосредственным началом эксплуатации косы осмотрите планируемую для обработки территорию. При необходимости очистите ее от разного рода мусора, камней и прочих предметов, которые могут быть отброшены вращающейся триммерной головкой и нанести вред окружающим людям или самому работнику. Так же, контакт с твердыми объектами может вывести из строя непосредственно агрегат и его режущую оснастку.

Если триммер имеет разборную штангу, внимательно проверьте правильность ее сбора и надежность крепления всех деталей.

Удостоверьтесь в герметичности бака и исправности глушителя бензокосы. У электрокосы оцените целостность изоляции кабеля. Следует помнить, что данный вид триммеров не желательно использовать в условиях повышенной влажности, для косьбы мокрой травы. И это несмотря на то, что все их основные токонесущие элементы имеют гидроизоляцию. И уточните, соответствует ли напряжение вашей электросети тому, с которым может работать аппарат. Если используются сетевые удлинители, то необходимо проверить и их целостность и работопригодность.

Последовательно, согласно прилагаемой к инструменту инструкции, установите рукоять и фиксационный ремень. Настройте его длину и положение ручки под свои ростовые параметры, что б использование агрегата не вызывало каких-либо неудобств.

С особой тщательностью проверьте надежность и правильность крепления режущей оснастки, будь то бобина с леской, ножи или пильный диск.

Общие требования безопасности

В первую очередь они относятся непосредственно к самому работнику. При эксплуатации триммера настоятельно рекомендуется использование индивидуальной защитной экипировки.

Любая коса создает определенный уровень шума при работе, особенно мощные бензиновые двухтактные модели. Поэтому, для защиты слуха используйте наушники или беруши.

Применение специальных очков обязательно для предохранения глаз от попадания пыли, пыльцы с растений или различных твердых элементов (мусор, камни), которые могут выбрасываться крутящейся триммерной головкой с большой скоростью и на значительное расстояние.

Весьма полезны будут плотные перчатки, комбинезон и ботинки. Они оптимальны для защиты от мелкого и крупного мусора от возможного термического воздействия нагревающихся в процессе работы частей устройства.

Запуск косы требует особого внимания. Ни в коем случае не проводите этот процесс на весу, удерживая триммер одной рукой или на фиксационном ремне. Установите агрегат надежно на горизонтальной поверхности, зафиксируйте коленом или рукой, и только после этого осуществляйте запуск. Предварительно удостоверьтесь, что режущий элемент не соприкасается с каким-либо предметом.

Детально все этапы запуска, регулировки положения заслонок и последовательность нажатия всех необходимых кнопок описываются в индивидуальных инструкциях по эксплуатации. Отметим лишь то, что в электрокосах запуск кнопочный, а в бензокосах он проводится посредством вытягивания ручки стартера.

Работая триммером, старайтесь всегда удерживать его головку таким образом, чтоб откидываемый мусор и скошенная трава летели в сторону от вас, а не к вам. Постарайтесь подобрать соответствующий угол наклона под свой рост и телосложение.

Следите, чтоб под режущую оснастку не попал сетевой шнур самого агрегата или удлинителя.

Рабочий процесс

С триммерами доступно четыре типа действий по обработке территории.

  • Стрижка травяного покрова – заключается в аккуратном иногда единичном срезе определенных участков растительности. При этом катушку аппарата осторожно и плавно подводим к месту, где требуется состричь траву.
  • Кошение – как всем известно, это процесс, выполняемый при обработке обширных территорий, и производится, как правило, движением косы по широкой дуге.
  • Полное удаление травяного покрова достигается, когда растительность срезается практически под корень. Если высота ее большая, то срез следует проводить поэтапно, ступенчато, сверху вниз, чтоб длинные стебли не наматывались на вращающуюся катушку.
  • Обработка кромок травяного покрытия – чаще всего это используется вдоль садовых дорожек. В данном процессе наблюдается повышенная скорость износа лески, так как высока частота ее контакта с нерастительной поверхностью.

Особенности использования бензокосы

При работе с бензиновыми моделями существует ряд особенных правил, связанных именно с использованием данного вида топлива. Например, не рекомендуется проводить запуск двигателя на том же месте, где вы осуществляли его заправку.

Тщательно соблюдайте пропорции при приготовлении бензомасляной смеси для двухтактного агрегата. Отклонение от требуемых пропорций может привести к быстрому износу двигателя и выходу его из строя. Заправку и создание смеси проводите вдали от источников открытого огня. В такие моменты категорически запрещается курить.

Читайте также:  Выращивание ржи и яровой, и озимой: возможность постичь древнее ремесло предков

Перед началом залива топлива дайте двигателю остыть и тем более нельзя этого делать, если он работает. Приготавливать бензомасляную смесь желательно на одну заправку, чтоб не приходилось хранить ее длительное время. Также лучше полностью вырабатывать ее и не оставлять внутри топливного бака триммера после завершения работы.

При работе бензиновых моделей образуется большое количество вредных выхлопных газов, потому не следует проводить их запуск в помещениях.

О ножах, лесках и дисках

Установка и снятие режущей оснастки – процесс ответственный.

От надежности ее крепления зависит безопасность работы и качество кошения. Недостаточно прочно закрепленный нож или диск, в процессе работы вызывает повышение отдачи от всего инструмента, может вылететь с крепления и привести к поломке агрегата или травмированию работника.

Не следует выполнять самостоятельную заточку режущих элементов, так как в этом случае так же нарушается балансировка оснастки и возможно получение травмы. Если происходит износ лезвия или притупление, то следует просто сменить его новым.

Установка лески в катушку также не вызывает особых сложностей и проводится согласно инструкции. Она слаживается пополам, и место сгиба фиксируется обычно в специальном пазу на катушке. Смотка лески проводится чаще всего в направлении, указанном маркированной стрелкой. Если таковой не имеется, то проводите ее по ходу вращения вала двигателя.

Обратите внимание, чтоб свободные концы ее не пересекались.

Выведите их через специальные отверстия в корпусе катушки. После этого установите прижимную пружину, на нее непосредственно саму шпульку с леской и закройте крышку катушки. Все готово – можно работать.

Следите за длиной лески. О ее укорочении вы можете понять по нарастанию оборотов вращения и, как следствию этого, изменению звука работы мотора.

Работать рекомендуется с максимально доступной ее длинной. Так вы достигните самой высокой производительности.

Обрезка лески по максимально доступному диаметру происходит автоматически, после того как вы установили ее в катушку, выпустили через специальные отверстия ее концы и произвели запуск. Для этого, на защитный кожух, устанавливается нож ограничителя длины триммерной лески.

Срез растительности проводите непосредственно кончиком лески, а не всей ее длиной. Это снижает интенсивность износа оснастки, уменьшает нагрузку на инструмент и делает процесс кошения более тщательным и аккуратным.

Увеличение длины лески может происходить вручную – приходится выключать агрегат и самостоятельно увеличивать ее свободные концы. Полуавтоматически удлинение осуществляется без прекращения работы за счет легкого удара катушкой о землю и кратковременного надавливания на нее.

Особое внимание обращаем на то, что в момент удара катушка должна вращаться. Ведь именно за счет центробежной силы в ней происходит выброс лески, на строго определенную длину, обычно около 20 мм.

Следует устанавливать леску только того диаметра, который рекомендован производителем. Увеличение его приведет к преждевременному выходу агрегата из строя, а уменьшение, к снижению эффективности работы.

Так же, категорически запрещается использование металлической проволоки вместо лески. Это не только выводит из строя инструмент, но и очень опасно для самого работника. Несколько увеличить производительность вашего агрегата сможет нейлоновая оснастка с различным фигурным сечением, но при ее использовании зачастую возникают проблемы с выпуском лески из катушки.

При косьбе рядом со стенами, деревьями, столбами, заборами и им подобным объектами не допускайте касания их вращающейся катушкой и леской.

Подбирайте оснастку согласно тому, что вы собираетесь косить. Например, для обычной мелкостебельной травы подойдет леска и пластиковые ножи, ну а толстостебельные заросли и мелкий кустарник не одолеть без металлических ножей и пильных дисков.

Правильный уход – залог безотказной работы

Триммеры требуют особого ухода.

Следите за наличием смазки в редукторе и периодически меняйте ее не реже одного раза в три месяца.

В бензиновых агрегатах необходима периодическая очистка воздушного фильтра после каждых 10-12 часов работы. При высокой степени его загрязнения, возможно, понадобиться и замена. В четырехтактных моделях кроме этого необходимо следить за состоянием масляного фильтра. Систематически прочищайте свечу зажигания и следите за размером электродного зазора на ней.

Держите инструмент в чистоте. Тщательно продувайте и очищайте все рабочие части и узлы, доступные для этого, по окончании работ.

Регулировка карбюратора бензокосы, триммера

Повышенный расход топлива и быстрое образование нагара на свече бензокосы при использовании правильно приготовленной топливной смеси говорят о необходимости регулировки карбюратора. Здесь описана настройка триммеров с карбюраторами, имеющими один винт для регулировки подачи топлива.

Регулировка карбюратора

Перед регулировкой карбюратора промойте воздушный фильтр. Рекомендуется промывать его после каждых 10 часов работы. После этого можно приступать к регулировке. На фотографии для примера изображен карбюратор бензинового триммера PRORAB-8406. Цифрами обозначены регулировочные винты, которые мы будем использовать.

Регулировочные винты карбюратора бензинового триммера PRORAB-8406

Назначение регулировочных винтов:

  1. Винт регулировки подачи топливной смеси.
  2. Винт регулировки холостого хода.
  3. Винт ограничения максимальных оборотов.

Заведите бензокосу и подождите пока она прогреется.

Регулировка подачи топлива

Начните медленно заворачивать винт регулировки подачи топливной смеси до того момента, пока двигатель не начнет глохнуть или пока не заглохнет, если не успеете поймать момент. После этого отверните винт на четверть оборота, если двигатель не заглох, или на пол-оборота, если заглох. Заведите заглохший двигатель. Проверьте, открывая дроссельную заслонку, как двигатель набирает обороты. Продолжайте отворачивать винт №1 по четверти оборота до тех пор, пока двигатель при прогазовке не начнет уверенно набирать повышенные обороты. Это будет момент наиболее экономичной стабильной работы двигателя. У бензинового триммера PRORAB-8406 регулировочные винты заворачиваются по часовой стрелке, откручиваются – против, у некоторых других марок бензокос может быть наоборот.

Регулировка холостого хода

Приступаем к регулировке малых оборотов. Винт №2 ограничивает возвратное движение рычага дроссельной заслонки – заворачивая его, мы повышаем обороты холостого хода, откручивая – уменьшаем. Отрегулируйте так, чтобы двигатель уверенно работал на малых оборотах и даже немного ускоренно (для лучшего пуска), но чтобы катушка с леской или нож не вращались, а до начала их вращения был достаточный запас оборотов. Если двигатель будет плохо заводиться, еще увеличьте обороты на холостом ходу.

Ограничение максимальных оборотов

После регулировки подачи топливной смеси и малых оборотов проверьте, как двигатель бензокосы будет работать на максимальных оборотах. При необходимости, ограничьте максимальные обороты до необходимого уровня с помощью полого винта №3. Ослабьте фиксирующую гайку и вкручивайте винт для уменьшения максимальных оборотов или отворачивайте для увеличения. После регулировки затяните гайку. Настройка максимальных оборотов необходима для защиты двигателя триммера от перегрева и возможности использования фиксатора пусковой клавиши для уменьшения усталости кисти правой руки.

В дальнейшем может возникнуть необходимость подрегулировать карбюратор триммера. Например, если двигатель при работе на полной нагрузке начнет плохо набирать обороты, отверните винт №1 еще на четверть оборота. При затрудненном пуске увеличьте обороты холостого хода. Влиять на работу бензокосы могут и погодные условия, и качество топливной смеси. От вибрации могут и сами регулировочные винты провернуться.

Может помешать пружина

Моя первая попытка отрегулировать карбюратор бензокосы ничего не дала, так как помешала пружина винта регулировки подачи топливной смеси. Заводская пружина оказалась слишком толстой в сжатом состоянии и не дала возможности до необходимого уровня уменьшить подачу топлива. Пришлось подобрать другую пружину и продолжить регулировку после ее замены.

Регулировочный винт подачи топливной смеси с пружиной

На фотографии вверху заводская пружина, внизу регулировочный винт с подобранной пружиной. Пишу об этом, так как не уверен, что это единичный случай, и кто-нибудь еще может столкнуться с такой же ситуацией.

Из личного опыта

Бензокоса или триммер

Триммер более широкое понятие, чем бензокоса (мотокоса), так как он может быть еще и электрическим. Бензиновый триммер и бензокоса – это одно и тоже.

Некоторые авторы уверяют, что триммер – это более слабый инструмент в отличие от более мощной бензокосы, которая может использоваться для скашивания кустарников. Лично у меня инструмент с максимальной мощностью 1,7 кВт и способный, как заявлено в инструкции, скашивать мелкий кустарник толщиной до 10 мм. Руководство пользователя называется «Триммер бензиновый …».

Пропорция топливной смеси

Прочитал где-то, что, если в руководстве по эксплуатации бензокосы и на канистре с маслом указаны разные пропорции приготовления топливной смеси, следует использовать пропорцию, указанную в руководстве.

Длительное время так и поступал – из двигателя на бензобак стекали излишки масла и на свече постоянно образовывался нагар, так как в руководстве была указана пропорция для обкатанного двигателя 1:25, а на канистре – 1:50. После перехода на пропорцию 1:50 появление потеков масла прекратилось. Свеча продолжала нагорать, но с меньшей интенсивностью (карбюратор был еще не отрегулирован).

До сих пор некоторые пользователи бензоинструмента пропорцию топливной смеси определяют «на глазок». Если при приготовлении смеси будет занижаться количество масла, через некоторое время может появиться посторонний звук сразу после запуска двигателя, постепенно пропадающий во время прогрева, а остановка двигателя происходить с резким рывком. Продолжение эксплуатации триммера в таком режиме приведет к его выходу из строя.

Чистка свечи

В худшие времена работы триммером с неотрегулированным карбюратором, двигатель переставал запускаться после использования каждого бачка топлива. И только после очистки свечи от нагара можно было продолжить работу.

Для зачистки электродов использовалась мелкая наждачная бумага, а для очистки пространства между изолятором и корпусом – тонкая канцелярская скрепка с отогнутым концом. Сначала электроды протирались от большой грязи ветошью, затем зачищались наждачной бумагой. После этого свеча опускалась в солярку и смоченный нагар соскабливался скрепкой с поверхностей изолятора, внутренней части корпуса и между ними. Далее свеча несколько раз опускалась в солярку, которая затем стряхивалась с нее вместе с загрязнениями. Иногда процедура чистки скрепкой и промывка повторялись. После этого свеча протиралась насухо и была готова к дальнейшей эксплуатации.

Невероятно, но один бачок топливной смеси при неотрегулированном карбюраторе может израсходоваться менее, чем за 10 минут – проверено на практике, когда триммер был запущен и эксплуатировался на высоких оборотах с максимальной подачей топлива (регулировочный винт был откручен намного больше нормы).

Как обслуживать бензокосу

Бензокоса – популярная техника для скашивания ненужной растительности на участках, в садах и парках. Но как и любое другое оборудование, бензокосы требуют постоянного ухода, техобслуживания и иногда мелкого ремонта, который можно сделать самостоятельно. А если куплена не электро-, а бензокоса, какой бензин следует заливать в топливный бак? В этой статье рассмотрим основные принципы ухода за бензокосами и советы, что нужно делать с агрегатом перед каждым запуском, как готовить топливную смесь и расскажем некоторые секреты кошения травы от опытных садоводов.

Обслуживание бензокосы

Здесь вы найдете информацию о том, как правильно ухаживать за всеми частями оборудования, как отрегулировать, как разбирать и чем и как смазывать бензокосу (подвижные детали).

Двигатель. Следите за чистотой воздушного фильтра, изделия из поролона должны быть смочены маслом. Топливный фильтр нуждается в проверке не реже 1 раза в неделю и в случае неисправности своевременно заменяться. Глушитель и свечи должны регулярно отчищаться от нагара (по мере загрязнения). Перед каждым началом эксплуатации следует проверять затяжку всех винтов и гаек.

Угловой редуктор нужно очищать от пыли и загрязнений по мере необходимости, так как это мешает эффективному охлаждению, а затем смазывать любой смазкой для редуктора, например, STIHL.

Триммерная головка с леской. Косильная головка должна очищаться после каждого использования триммера, а также своевременно заменяться, как только обнаружилась деформация или трещины. Необходимо применять только специальный корд (леску) для триммеров, никаких тросов или проволоки! Диаметр лески должен быть таким, какой заявлен у конкретной модели. Намотка корда должна осуществляться плотно, но без пересечения нитей.

Режущая оснастка (пильный диск или нож). Металлические изделия должны быть обязательно заточены (для этого существуют специальные шаблоны и напильники) под особым углом. Двусторонние модели желательно переворачивать время от времени для равномерного износа. Затупленные или неправильно наточенные диски и ножи ведут к перегрузке двигателя и сокращению срока эксплуатации.

Защитные кожухи всегда должны быть надеты во время кошения. Они укрывают оператора от разлетающейся травы и камней из-под режущей оснастки, а также снижают нагрузки на двигатель. После работы тщательно очищайте внутреннюю и наружную поверхность кожуха струей воды или мягкой тканью, стараясь не поцарапать поверхность.

Как отрегулировать бензокосу (карбюратор)

Правильная регулировка – залог успешной работы агрегата в будущем.

Новички порой не знают, как важен этот процесс для бензокос и бензотриммеров, и пропускают его или попросту не знают, как отрегулировать карбюратор бензокосы, полагая, что заводских настроек вполне хватает. Однако это не так. Осмотр всех механизмов и регулировку карбюратора нужно проводить регулярно.


Важная информация и советы по настройке бензинового карбюратора в бензокосах:

  1. В карбюраторе есть 3 винта: левый (H), нижний (T) и правый (L). Чтобы добраться до винтов, необходимо знать, как разобрать бензокосу, а точнее, как добраться до карбюратора. Эта информация должна быть указана в техпаспорте изделия.
  2. Нижний винт (Т) отвечает за холостой ход, правый (L) за объем топлива, поступающий на низких оборотах в камеру сгорания, а левый (Н) отвечает за поступление топлива на высоких оборотах.
  3. Включите карбюратор на холостом ходу. Правильно настроенный, он работает равномерно при горячем и остывшем моторе, при пониженных и высоких оборотах. Если что-то идет не так, нужно вращать нижний винт (Т).
  4. Регулировка поступления топлива на низких оборотах регулируется поворотом правого винта (L) на четверть оборота против часовой стрелки.
  5. Настройка карбюратора на высоких оборотах осуществляется следующим образом: откройте дроссель и нажмите максимальный газ. Левый винт (Н) крутите по часовой стрелке, пока не произойдет снижение оборотов. После этого вращайте винт против часовой стрелки до неровной работы движка. Затем медленно закручивайте винт обратно по часовой до того, как услышите плавный и ровный ход мотора.
  6. Свеча зажигания также служит показателем правильного регулирования карбюратора. При неисправностях на свече появляется нагар, а при корректной настройке ее рабочая часть останется чистой.
Читайте также:  Имбирь ребенку: со скольки лет можно давать, стоит ли есть в раннем возрасте, какой выбрать и как подготовить его

Это самый универсальный алгоритм по тому, как настроить карбюратор на бензокосе. Индивидуальная регулировка зависит от конфигурации модели вашего агрегата.

Готовим топливную смесь для бензокосы

Многие начинающие пользователи задают вопрос, какой бензин заливать в бензокосу? В паспорте каждой бензокосы должно быть указано, какое горючее можно использовать именно с этой моделью. Однако на одном бензине коса работать не будет, нужна топливная смесь, приготовленная в определенных пропорциях. Что входит в состав топлива для бензокос и бензотриммеров?

Бензин – подойдет любой высокооктановый (АИ-92 и 95 и плотностью от 750 до 770 кг на куб.м). Бензин должен быть свежим и чистым, а это значит:

– без примесей и кислот, т.к. все добавки имеют разную степень сгорания;

– хранить его не дольше 30 дней и в неметаллической емкости, т.к. это способствует быстрому окислению продукта.

Масло – можно использовать масло для двухтактных двигателей (с оборотами 10000-15000 об/мин) высокого качества, например, марки Stihl, PATRIOT, Husqvarna, Bigmaster тоже подойдет.

Пропорции смеси топлива – если не заявлены другие в паспорте изделия, можно использовать данную схему: 1:50 (2 процента масла от 100 процентов бензина) или 20:1000 мл.

Один из примеров приготовления топливной смеси (в пропорции 10 мл на 0,5 л): в прозрачную емкость налить 0,5 л бензина и аккуратно ввести 10 мл масла (можно использовать медицинский шприц без иглы), смешать и в конце долить оставшуюся часть бензина. Тщательно размешать получившуюся смесь. При низком качестве бензина можно увеличить объем масла до 25 мл.

Наша статья носит ознакомительный характер, поэтому если у вас есть бензокоса, как разводить бензин (правильные пропорции бензина и масла) должно быть указано в техническом паспорте модели.

Важно! Взбалтывать топливную смесь перед каждой заправкой, чтобы бензин и масло перемешались равномерно. Такое топливо может храниться не дольше 2-х недель в благоприятных условиях (не замороженное и не перегретое на солнце). Внимание! Если цвет топлива поменялся (помутнел, потемнел), использовать такую смесь нельзя во избежание выхода из строя оборудования.

Несколько секретов, как правильно косить бензокосой

Многие знают, как выглядит бензокоса, как пользоваться ею на заросшем травой участке. Однако есть некоторые хитрости, которые позволят скашивать растительность быстрее и эффективнее.

  1. При кошении травы совершайте движения справа налево, так срезанная часть будет падать на уже обработанный участок. Это получается, потому что оснастка вращается против часовой стрелки.
  2. Большие и плоские участки лучше обрабатывать по квадратам. Всегда косите от границы участка к центру.
  3. Высокие заросли лучше скашивать, двигая триммер из стороны в сторону, начиная слева направо. Первым движением вы скашиваете общую длину, а вторым – подравниваете.
  4. Кошение склона. Используйте метод прямого покоса – срезайте траву вдоль склона, в конце возвращайтесь назад и проходите следующую линию.

Самостоятельный ремонт бензокосы

Данная информация относится к мелкому ремонту агрегата, при серьезных поломках или замене основных частей косы лучше обратиться в специализированные сервисные центры.

Рассмотрим, как устроена бензокоса: агрегат обычно состоит из двигателя, косильной головки и соединяющей их штанги, а также дополнительных частей.

Что можно починить самостоятельно?

  1. Замена порванного корда. Если у вас повредилась леска в триммерной головке, можно заменить ее самостоятельно. Для этого в магазине подбирается моток корда нужного диаметра (эту информацию можно узнать в техпаспорте изделия). Как правило, они бывают 2-х видов – из капрона или нейлона и сечением 0,9-1,5 мм. Неправильно подобранная толщина приведет к обрыву корда или перегреву двигателя. Для установки новой лески достаньте и откройте головку, намотайте леску на барабан плотно, но без пересечения нитей.
  2. Сломанная штанга. Этот элемент можно починить, если не поврежден внутренний вал. К штанге нужно примотать деревянные рейки или скрепить части железными скобками. Еще один вариант – приварить.
  3. Неровная работа двигателя или усилившаяся вибрация могут быть следствием несмазанных деталей. Разберите бензокосу и смажьте подвижные части. Смазку нужно производить регулярно по мере надобности.
  4. Не заводится двигатель. Одной из причин может быть обеднение топливной смеси воздухом, забитый топливный шланг или неисправная свеча накаливания. Для обогащения закройте заслонку полностью, прочистите шланг, замените свечу.

Бакопа Монье (Bacopa monnieri)

Син.: бакопа Маньери, авран Монье, герпестис Монье, вебейник Монье, брахми, брами, аиндри, луговой чай, водяной иссоп, трава благодати, лиственный авран, индийский щитолистник, индийский пенни.

Бакопа Монье, также известная как брахми – многолетнее травянистое ползучее растение с мелкими сочными листьями и небольшими белыми или голубыми трубчатыми или же колокольчатыми цветами, способное расти в воде. Растение обладает ноотропными и нейропротекторными свойствами, антиоксидантной и противосудорожной активностью, способно выступать в качестве анальгетика.

Оглавление

  • Применение
  • Классификация
  • Ботаническое описание
  • Распространение
  • Заготовка сырья
  • Химический состав
  • Фармакологические свойства
  • Применение в народной медицине
  • Историческая справка

В медицине

Бакопа Монье не является фармакопейным растением и не числится в Реестре лекарственных средств РФ, но разрешена к продаже в качестве биологически активной добавки (БАД). В составе различных продуктов бакопа Монье также может фигурировать как брахми, так растение называют в аюрведе. Растение способно оказывать обезболивающее действие, обладает антиоксидантными, противосудорожными, ноотропными и нейропротекторными свойствами.

Противопоказания и побочные действия

Бакопа Монье или же брахми имеет противопоказания. Действие растения изучено недостаточно, чтобы утверждать, что оно безопасно для беременных, кормящих и детей. Поскольку бакопа Монье может замедлять сердечный ритм, ее не рекомендуют принимать больным с брадикардией. Растение увеличивает секрецию желудочно-кишечного тракта и его не следует употреблять больным с язвами желудка и кишечника. Противопоказана бакопа Монье и лицам с астмой или эмфиземой, заболеваниями щитовидной железы, обструкциями мочевыводящих путей. Среди побочных эффектов, связанных с приемом растения – желудочные спазмы, сухость во рту и тошнота. В ряде экспериментов на мышах бакопа Монье показала обратимые неблагоприятные воздействия на сперматогенез, поэтому траву не следует применять тем, кто желает в ближайшее время зачать ребенка. Перед применением бакопы Монье следует получить консультацию лечащего врача.

В садоводстве

Бакопа Монье – растение гидрофит и гидатофит. Оно предпочитает болотные и илистые почвы, способно расти под водой. Садоводы выращивают бакопу Монье по берегам водоемов, как надводное растение она радует глаз регулярным цветением.

В аквариумистике

Аквариумисты тоже разводят брахми. Под водой растение не цветет, зато образует густые заросли с сочной листвой яркой окраски. Бакопа Монье может расти в слабокислой и щелочной среде, в жесткой и мягкой воде, в тропических аквариумах и при комнатной температуре.

В других областях

В кулинарии

В азиатских странах кислые листики бакопы Монье используют в кулинарии. Из них готовят освежающие напитки, добавляют в салаты, супы, приправляют ими блюда из круп и овощей.

В косметической промышленности

Растение входит в состав многих косметических средств. Оно подходит для ухода за увядающей и чувствительной кожей, так как обладает антиоксидантными свойствами, улучшает кровообращение, тон кожи, стимулирует выработку коллагена, что способствует повышению тургора, исчезновению мелких морщин, снимает воспаления и покраснения. Часто добавляют брахми в средства для волос. Шампуни и бальзамы, ополаскиватели и маски с бакопой Монье укрепляют корни волос, стимулируют их рост, придают блеск и шелковистость. Способность растения стимулировать кровообращение делает бакопу Монье эффективной добавкой к антицеллюлитной косметике.

Классификация

Бакопа Монье (лат. Bacopa monnieri) вид многолетних травянистых ползучих растений из рода Бакопа (лат. Bacopa). В род водных растений Бакопа входит еще от 70 до 100 различных видов. Среди них, кроме бакопы Монье, особой популярностью пользуется Бакопа красивая (лат. Bacopa speciosa) – декоративно-садовое растение, примечательное длительным цветением и обилием нарядных мелких белых цветков. Род Бакопа относится к семейству Подорожниковые (лат. Plantaginaceae).

Ботаническое описание

У бакопы Монье тонкие, ползучие, полегающие или стелющиеся стебли, оливково-зеленые, сочные, продолговатые, обратноланцетные, сидячие листья, расположенные на побегах противоположно стеблю. Листья бакопы Монье мелкие, они достигают в длину всего 5-6 мм и имеют пильчатый край, при измельчении издают характерный «лимонный» аромат. Цветки у бакопы Монье также мелкие, пяти или четырехлепестковые, актиноморфные, пазушные, белые или голубые.

Распространение

Бакопу Монье можно встретить в болотистых районах по всей Индии, также растение произрастает в Китае, Непале, Пакистане, Вьетнаме, на Шри-Ланке и Тайване, на Гавайях и в других южных штатах США.

Заготовка сырья

Лекарственным сырьем служат стебли и листья бакопы Монье. Траву брахми срезают с растений не моложе полугода, оставляя побеги длиной около 5 см. Траву сушат вдали от солнечных лучей. Промышленным путем, получают из свежих побегов экстракт брахми. Сушеные листья перемалывают, получая таким образом порошок брахми. Знаменитое масло брахми получают путем смешивания концентрированного отвара листьев бакопы Монье с базовыми маслами – кокосовым, кунжутным, оливковым и им подобным.

Химический состав

Химический состав растений достаточно изучен. Установлено, что бакопа Монье содержит фенолы, флавоноиды, алкалоиды, стеролы, сапониновые производные – бакозиды (бакогенины, ююбогенины, псевдоююбогенины), сапонины (моннерин, д-маннитол, герсапонин). В брахми обнаружены лютеолин, апигенин, херсапонин, херпестин, кверцетин, глюкозид бета-ситостерин и бетуловая кислота.

Фармакологические свойства

Бакопа Монье, в аюрведе известная как брахми, стала объектом целого ряда научных исследований. In vitro бакопа монье показала антиоксидантную активность. Опыты на животных доказали, что брахми способна увеличить мозговое кровообращение, активировать выработку холинацетилтрансферазы и подавить ацетилхолиэнстеразу. В некоторых исследованиях подтвердилось предположение, что бакопа Монье способна защитить от нейродегенеративных заболеваний. Медико-биологические исследования воздействия бакопы Монье на людей с когнитивными расстройствами личности все еще имеют недостаточную доказательную базу, но ученые уверены в том, что у растения огромный потенциал в этой области.

Бакопа Монье взаимодействует с дофамином и серотонинэргическими системами, но ее основной механизм действия связан со стимуляцией межнейронной передачи. Это происходит за счет увеличения скорости, при которой нервная система может осуществлять передачу путем увеличения роста нервных окончаний, также называемых дендритами.

Лечебные свойства брахми во многом обусловлены химическим составом растения. Так флавоноиды лютеолин, кверцетин и апегинин способны оказывать спазмолитическое, противовоспалительное и капилляроукрепляющее действие. Алкалоид херсапонин имеет кардиотонические свойства и может оказывать седативное воздействие.

Применение в народной медицине

Бакопа Монье нашла широкое применение в народной медицине. Ее считают действенным средством от депрессии, тревожности, при головных болях и нервных расстройствах. Ее принимают при снижении обучаемости, во время серьезных умственных нагрузок. Предполагается, что она споосбна помочь детям с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Целители рекомендуют бакопу Монье от эпилепсии и судорог нервного происхождения. Растение используется в лечении кашля, тонзиллита, гайморита и фронтита. Считается, что трава помогает восстановиться после черепно-мозговых травм, инсультов и инфарктов. Брахми может выступать в качестве ранозаживляющего средства, применяется в лечении язв, опухолей, различных заболеваний кожи. Ее пьют как адаптоген и иммуностимулирующее средство.

Поскольку ряд действующих веществ в бакопе Монье является жирорастворимым, растение следует принимать во время еды, или же вместе с животными жирами.

Историческая справка

Первые упоминания о бакопе Монье относятся к VI веку нашей эры. Полезные свойства брахми описаны в таких основополагающих трактатах по аюрведе как Чараха-самхита, Атхарваведа и Сушрута-самхита. Названная в честь «бога творения» Брахмы, бакопа Монье стала одной из «золотых» трав традиционной индийской медицины, аюрведы. Она считалась самым саттвичным, то есть «духовным» растением на свете. С ее помощью лечили эпилепсию, водянку, проказу, анемию, различные воспаления, опухоли и язвы. Считается, что именно бакопа Монье помогала древним знатокам веды наизусть цитировать длинные отрывки из священных текстов.

Литература

1. Мария Николаева «Травы для йоги и аюрведы», Издательская группа «Традиция», Москва, 2015 – 176 с.

Ссылка на основную публикацию