Как вырасти мальков дома

Как вырастить мальков?

  • Если в аквариуме появился малек
  • Что едят мальки
  • Живородящие и икромечущие
  • Нерест — признак хорошего ухода

Каждый аквариумист заботится о своих рыбках и стремится сделать их подводное царство уютным домом. Но кто-то всерьез решает стать заводчиком и воспитывает одно поколение мальков за другим. А кто-то день за днем наблюдает за жизнью своих пяти-шести рыбок и вполне счастлив. Мы расскажем, как сохранить молодняк, если пополнение в рыбьем семействе застало вас врасплох.

Если в аквариуме появился малек

Часто аквариумисты узнают о появлении потомства у аквариумных обитателей, когда в укромном уголке аквадома видят малька. Как вырастить малька, чем его кормить? Можно ли вырастить мальков в аквариуме и не подвергнуть их опасности? Что нужно сделать в первую очередь?

В аквариуме со взрослыми рыбами малек рискует стать чьим-нибудь кормом, особенно если отсутствуют растения, либо декорации, где малек мог бы спрятаться. Аккуратно выловите его сачком с мелкой сеткой или блюдцем и пересадите в другую емкость. Наполните ее водой из общего аквариума. Для малька лучше всего подойдет маленький аквариум. Растущему организму нужен кислород и чистая вода. Поэтому не забудьте о фильтрации и аэрации. Но не создавайте сильного течения, это опасно для малютки. Снабдите фильтр губкой, чтобы малька не засосало внутрь оборудования. Пока он еще учится двигать плавниками, многое вокруг грозит ему гибелью.

Непременно проверьте, нет ли других мальков в общем аквариуме. Там, где прячется один, наверняка есть еще несколько. Пересадите в отдельную емкость весь выводок.

Если нет возможности срочно оборудовать отдельный домик для молоди, разделите общий аквариум сеткой. Проследите, чтоб все малютки проплыли через сетку в свободную часть аквариума. Живородящие рыбы в природе не заботятся о потомстве — новоиспеченных родителей сразу уносит течением. Так что и в аквариуме они могут принять собственных чад за закуску.

У подрастающих мальков должно быть достаточное освещение. Обеспечьте им нормальный световой день. Только при свете мальки могут охотиться за своей первой пищей. Каким должен быть грамотный рацион, когда мы выращиваем мальков рыб?

Что едят мальки

Первые день-два мальки питаются желточным пузырем, в обнимку с которым они развивались внутри икринки. Это природный стартовый запас питательных веществ.

Сбалансированные специальные сухие корма для мальков станут лучшим решением. Если же в зоомагазине рядом с вами нет специальных кормов для мальков, можно взять обычные хлопья и самому тщательно перетереть их в пыль. В идеале крошки должны полностью съедать каждую порцию корма. Излишки могут замутнить воду.

Мальки на уровне инстинктов убеждены, что должны охотиться за движущейся пищей. Если хотите их побаловать и приблизить к естественным условиям обитания, то в качестве пищи идеально подойдут живые корма.

Инфузория туфелька станет хорошим первым кормом для мальков. Опытные заводчики уверяют, что после пары дней кормления инфузорией можно перейти на коловратку, а еще через пару дней — на артемию. Но можно остановиться и на инфузории туфельке. Есть множество рецептов, как вырастить инфузорию для мальков в домашних условиях. Микроорганизмы, которыми можно прокормить рыбок, называют живой пылью.

Когда рыбки дорастут до примерно одного сантиметра в длину, попробуйте дать им более крупный живой корм. Подойдут микрочервь, мотыль. Чтобы остатки пищи не загрязняли воду, посадите к малькам пару-тройку улиток катушек. Они наведут чистоту.

Еще один популярный корм для мальков — хорошо измельченный вареный яичный желток. Главное, чтоб желток был свежим. Пять скромных порций желтка в день малькам хватит. Учтите, что недоеденный рыбками желток плохо скажется на качестве воды в емкости.

Чем больше у вас мальков, тем более крупный аквариум им понадобится. Расселяйте мальков по мере их роста. Если мальков много, а расставаться вы с ними не хотите, заранее готовьте им большой аквариум. Они смогут вольно жить там, когда подрастут.


Живородящие и икромечущие

Аквариумные рыбки делятся на живородящих и икромечущих. Первые производят на свет уже сформировавшихся мальков. Они выбираются из икринки через несколько секунд после рождения. Вторые же мечут икру, оплодотворение икринок происходит во внешней среде. Многие икромечущие оберегают икру от посягательств обитателей аквариума и заботятся о едва вылупившемся потомстве.

Живородящие рыбы — это гуппи, пецилии, моллинезии, формоза, лимия чернополосая и другие. Если в течение пяти-шести недель у самочки живородящей рыбки растет брюшко, уловите тот момент, когда цветное пятно у анального плавника станет особенно выделяться. Будущая мать начинает отказываться от еды и старается спрятаться от остальных рыбок? Скорее всего, мальки готовы появиться на свет. Самку перед самыми родами нужно отсадить в нерестовик с двойным сетчатым дном. Молодь пройдет сквозь сетку и уже точно не сможет стать закуской для рыбки-мамы. Удобный вариант — небольшой нерестовик с двойным дном, который крепится на присоски внутри общего аквариума. Так живородку можно будет быстро пересадить в нерестовик и без проблем вернуть назад после появления на свет последнего малька.

Икромечущие рыбы — это неоны, тетры, цихлиды, тернеции, петушки, анциструсы и многие другие. Вы заметили, что рыбки отложили икру на камне или листике. Переносите камень с икринками в отдельную емкость вместе с будущим отцом, который взмахами плавников прогоняет кислород над икринками. Икринкам нужна хорошая аэрация. Когда молодь начнет проклевываться, счастливого отца можно возвращать в общий аквариум. Вскоре станет видно, что часть икры осталась неоплодотворенной. Из нее никто на свет не появится. Несколько улиток катушек смогут эту лишнюю икру подъесть и не допустить засорения аквариума. Как вырастить малька, который только что вылупился из икринки? Подождать, пока он сформируется и израсходует запас питательных веществ из желточного пузыря. И можно начинать кормить.

Не забывайте про подмены воды в аквариуме с мальками. Используйте губку, чтоб молодь не затянуло в шланг, когда вы будете сливать часть воды.


Нерест — признак хорошего ухода

Нерест, появление мальков — хороший знак. Это доказывает, что аквариумист содержит своих подопечных в прекрасных условиях. Есть способы подтолкнуть рыбок к нересту — повысить температуру на один-два градуса выше средней комфортной для рыбок. Чаще подменивать воду. Если рыбки завели мальков, они посчитали свои условия жизни подходящими для продолжения рода.

Вопрос в том, насколько вы готовы каждый раз выхаживать потомство рыбок, хотите ли стать заводчиком. При покупке рыбок выясняйте их возраст. Выясните, когда вам ждать половозрелости рыбок в зависимости от их вида. Разберитесь, самцы у вас или самки. Не у всех рыбок это легко определить. Так вы сможете подкрепить свое положение фактами, чтобы появление мальков не было для вас неожиданностью.

Базовые знания по этому вопросу вам обязательно пригодятся. На тематических форумах начинающие аквариумисты порой жалуются на незапланированный дебют в роли няни для мальков — единственная приобретенная в зоомагазине рыбка оказалась беременной. Такое тоже случается. Желаем здоровья вашим малькам!

Всё по уходу за мальками гуппи

Мальки гуппи стадию икры проходят в брюшке самки. Гуппи (Poecilia reticulata) относятся к живородящим рыбам. Из-за размера в 2–4 мм новорожденные мальки подвергаются риску поедания взрослыми особями. Поэтому рекомендуется переводить в отсадник или отдельную емкость.

Гуппи, как все рыбы отряда Карпозубообразных, материнским инстинктом не обладают. Родившую самку переводят в общий аквариум.

В качестве возрастного аквариума подойдет банка 3–5 литров, если родилось 15–20 мальков. Если больше – емкость от 10 литров.

Подготовка условий для беременной самки

Беременность длится 25–35 суток.

Проявляется в увеличении размеров брюшка. За 2–3 дня до родов брюшко «оквадрачивается» и позади появляется темное пятно.

На завершающем этапе беременности вода не подменяется. Температура поддерживается неизменной.

Оптимальная температура воды в аквариуме — 24–26 °C.

За 24–30 часов до родов самка становится мало активной, не ест, держится около нагревающих воду устройств.

Если планируется отдельное содержание молоди, то оплодотворенная самка помещается в приготовленную емкость с чистой прозрачной водой и растениями.

Как сохранить мальков

В качестве убежища для мальков рекомендуются растения.

Плавающие на поверхности:

  • риччия плавающая;
  • сальвиния плавающая;
  • ряска.

Плавающие в толще воды:

  • элодея густолиственная;
  • перистолистник повойничковый.

Кожа у гуппи нежная, легко травмируется. Поэтому недопустимы растения с жесткими царапающими листьями, коряги, острые раковины.

Рождение мальков

После одного оплодотворения самка способна рожать в течение года в отсутствие самца.

Роды длятся 1–24 часов. Завершение определить трудно. Оставьте самку с мальками на 24 часа. Если есть растения, потеря молоди минимальна.

Количество

Сколько мальков рожает гуппи зависит от возраста и размеров самки, от количества родов и разновидности.

В общем аквариуме подсчитать затруднительно. Обычно 15–60 особей. Какое-то количество самка может съесть во время родов.

Как выглядят

Мальки гуппи рождаются полностью сформировавшимися. Способны есть сами. Скрываются от взрослых рыб.

2–4 мм в длину. Бесцветные до прозрачности. С большими черными глазами.

Как растут

На скорость роста влияют объем аквариума и качество воды.

В течение первой недели жизни малек набирает в длину 5–7 мм. К концу второй — до 20 мм. Полного размера (40–60 мм самки, 20–40 мм самцы) и половой зрелости достигают в 4–5 месяцев.

Как различить по полу

Половые различия проявляются через 14 дней после рождения.

Самцы стройнее. Проявляется окрас. У самок плавно очерченное выдающееся брюшко и темное пятнышко рядом с анальным плавником.

Виды пищи

Мальки гуппи нуждаются в живом и растительном корме. Покупные сухие содержат необходимое, включая витамины.

Коммерческие корма

Ихтиологи и ихтиопатологи рекомендуют порошки Tetra, Sera, JBL.

Для мальков до 1 см длиной:

  • Tetra MicroMin.
  • Sera micropan.
  • Sera micron.
  • JBL NovoTom.

Паста Tetra BioMin.

Естественные корма

Гуппи всеядны, но малькам для активного роста необходим белок. Белок обильно содержится в живом корме. Корм подвижен, что пробуждает в рыбках охотничий инстинкт. Не портит воду.

В первые дни используйте корма, выращенные в домашних условиях.

  • «Живая пыль» — инфузория туфелька. Размер — 0,15–0,25 мм.
  • Науплия – личинка артемии. 0,4–0,6 мм в длину. Для постоянного кормления не применяется из-за риска ожирения мальков.
  • Микрочервь — круглый червь, нематода. Размеры: 0,05–1,5 х 0,05 мм. Высококалорийная замена науплиям.
  • Фитопланктон — микроскопические водоросли, вредные для аквариума цветением воды, важны для рациона мальков. Выставьте банку с аквариумной водой на солнечный свет. Через пару дней появятся водоросли. Для помещения в аквариум используйте медицинский шприц.

Живые корма из естественных водоемов представляют опасность. Существует вероятность отравления рыбы, занесения паразитов и инфекции. Поможет обеззараживание озоном, но от токсинов не избавит.

Дафния, она же «водяная блоха». Размер от 0,15 мм в зависимости от возраста и вида. Высоко содержание белка. Присутствуют витамины, микроэлементы. Обитает в естественных водоемах.

Личинки комаров и черви скармливаются малькам измельченными.

Мотыль, он же «малинка» из-за густо-красного окраса. Размер 5–20 мм. Питательный, но нарезанный портит воду. При покупке обращайте внимание на цвет. Бледный — молодой, минимум полезных веществ. С бурым оттенком — старый, жесткий, долго не хранится. Не допускайте попадания рыбам мертвого мотыля — отравятся.

Коретра — прозрачная комариная личинка. 6–10 мм в длину. Хищник, пищу добывает не на дне. Поэтому в плане заражения и отравления не так опасен, как мотыль. Мало белка, для постоянного кормления непригоден.

Трубочник — нитевидный червь розового цвета с коричневым отливом. Длина — до 40 мм. В природе живет на дне заиленных грязных водоемов. Высококалориен, не рекомендуется для длительного питания из-за ожирения рыб.

  • Полезен для роста мальков и для ослабевших взрослых особей.
  • Обогащается витаминами, если поместить в подготовленный раствор: 250 мг поливитаминов на 100 г трубочника.
  • Наиболее опасен заражениями инфекцией и паразитами, интоксикацией. До кормления обязательна выдержка от 5 дней для удаления остатков питания.
Читайте также:  Болезни балконных огурцов и их лечение

Для мальков в целом виде пригодны экземпляры 1–1,5 мм. Разделите сильной струей воды. Комок трубочника разваливается. Крупные черви погружаются, корм для мальков плавает.

Замороженный корм не так опасен. Но вымораживается не все вредное содержимое, химический состав не меняется. Качество исходного сырья неизвестно. Добросовестный производитель не может гарантировать правильного обращения при перевозке и хранении.

Заменители живого корма

Полноценно заменить живой корм невозможно. Не подвергается обработке, питателен, подвижен. Отчасти — покупными сухими кормами, сухими дафниями.

  • Измельченный отваренный вкрутую желток куриного яйца. Перед кормлением разотрите, добавьте аквариумной воды. В емкость выдавливайте через марлю.
  • Молочный порошок. Для самостоятельного приготовления выпарите молоко на водяной бане.
  • Творог. Подогрейте простоквашу до образования комка — творога. Творог промойте и выдавливайте в аквариум через марлю.
  • Крупы. Истолченные овес (хлопья), кукуруза, манка.
  • Измельченные овощи, зелень.

Только заменителями кормить мальков нельзя. Используйте как разнообразящие рацион добавки. Несъеденные остатки портят воду, что чревато отравлением рыбок. Удаляйте сифоном.

Выращивание

Взрослые рыбы охотятся и едят мальков. Вероятна потеря 2/3 помета.

В общем аквариуме

Если метка предполагается в общей емкости, подготовьте растения, плавающие на поверхности и плавающие в толще воды. Заросли послужат малькам убежищем.

Поднимите температуру воды до 26 °С (постепенным доведением в течение пары месяцев).

Кормите тонко перетертым «взрослым» кормом. Подкормка: простокваша, сухое молоко, растительная пища.

Первые пару месяцев подменяйте 1/3–1/4 воды 2–3 раза в неделю.

Аэрация и фильтрование воды обязательны.

  • Преимущества: растут быстро, не болеют, выживают сильные особи.
  • Недостатки: высокая смертность, не сохранится порода.

В отсаднике

Отсадник (ясли, нерестовик) 2–5 литров для общего аквариума приобретается или изготавливается самостоятельно из пластиковой бутылки. С тканевыми стенками («сачок») не рекомендуется: взрослая рыба прикусит малька через ткань.

Нерестовик расположите по соседству с нагревателем и распылителем. Разместите растения.

За 2–3 дня до родов поместите самку в ясли. Поскольку смена условий минимальна, стресса у самки пересадка не вызовет, и потомство не пострадает.

После завершения метки пересадите самку в аквариум.

А также поднимайте температуру воды постепенно до 26°С.

В первые дни (3–6) кормите «живой пылью», растертым и мальковым сухим кормом. Добавляйте молочные и растительные подкормки, яичный желток. Первую неделю задавайте корм круглосуточно с интервалами 4–6 часов дозированными порциями. Фекалии и остатки корма удаляйте.

Через пару недель проявятся первичные половые признаки. Отделите самцов. Ранняя беременность опасна для самки.

Самок в общий аквариум переводите по достижению половой зрелости. В возрасте 4–5 месяцев. Самцов — через месяц.

Преимущества: сохранение помета.

Недостатки: нет отдельных условий, дополнительная емкость в аквариуме.

В отдельном аквариуме

Оптимальная температура воды в аквариуме — 28 °C. С плавным снижением по 1 °C в месяц в течение 4 месяцев. Увеличение температуры на 2 °C вызовет раннее (через 2,5–3 месяца) половое созревание и уменьшение размера самцов. Нагреватель выбирайте с термостатом.

Жесткость до 10 °Ж, pH до 8.

Для вентиляции воды предусмотрите компрессор и распылитель. Для поддержания чистоты — фильтр и сифон.

Емкость аквариума — 20–60 литров.

Освещение интенсивное. Параметры оборудования рассчитайте на специальном калькуляторе (есть в Интернете) и умножьте на 1,5. Ориентируйтесь на люминесцентные и светодиодные светильники. Не нагреваются и экономичны.

Если планируется кормление сухим кормом, полезна автоматическая кормушка с таймером.

Плавающие на поверхности и в толще воды растений обязательны. Грунт не нужен: затруднит уборку фекалий и остатков пищи.

Первые 2 недели

Первые 5 дней кормите «живой пылью», микрочервями, фитопланктоном, сухим кормом для мальков 4–6 раз в сутки. Освещение не выключайте.

На 6 день добавьте в рацион науплию. Подсветка — 12 часов в сутки.

Ежедневно подменяйте 1/4–1/3 объема воды и сифоньте.

Больше 2 недель

Отсаживайте самцов в общий аквариум: рыбки способны к воспроизводству.

Добавьте в рацион дафнии и подкормки (желток, творог, молоко, овощи, зелень), растертый сухой корм. Кормите 3–4 раза в сутки.

Мальки в аквариуме: основные правила ухода

У начинающих аквариумистов возникает множество вопросов о содержании рыб, особенно, когда дело доходит до нереста. Появление мальков — ответственный этап в разведении рыбок, ведь они требуют тщательного ухода и подходящих условий, чтобы выжить и вырасти в полноценных жителей аквариума.

  • Можно ли держать мальков в общем аквариуме
  • Основные условия для мальков
    • Объем аквариума
    • Требования к воде
    • Грунт и растения
    • Понадобится ли дополнительное оборудование
  • Чем кормить мальков
    • Икромечущих рыб
    • Живородящих рыб
  • Основные причины гибели малька в аквариуме и методы их устранения
  • Отзывы

Можно ли держать мальков в общем аквариуме

Часто возникает дилемма, нужно ли малькам отдельное жилище, где не будет взрослых особей. Не требуется отдельной емкости, если соблюдены следующие требования:

  • аквариум достаточно объемный и просторный;
  • население аквариума не слишком плотное;
  • среди обитателей нет агрессивных пород рыб, способных истребить молодняк;
  • в аквариуме имеются укромные места, куда может спрятаться малёк.

Икромечущих рыб для нереста лучше отсаживать в отельную емкость, поскольку обитатели основного аквариума могут съесть отложенную икру.

Основные условия для мальков

Мальки, как и любые малыши очень чувствительны и требовательны к условиям содержания, поэтому к подготовке нужно отнестись со всей серьёзностью.

Объем аквариума

Подбирать жилище для рыбьих детёнышей нужно, исходя из породы, размеров и скорости роста малышей. Если развитие происходит быстрыми темпами и рыбки будут крупные, лучше взять 40-литровую ёмкость. Если же мальки более мелких пород, хватит и 20-30-литрового аквариума.

Требования к воде

Мальки должны содержаться в среде, защищённой от бактерий и токсинов, поэтому важно подготовить не только воду, но и аквариум. Стенки резервуара необходимо вымыть с солью или содой для дезинфекции. Вода должна быть чистой и максимально приближенной по составу к природной, обязательно отстоянной. Чтобы стерильность жидкости сохранялась на должном уровне, ежедневно нужно заменять в ёмкости не менее 10% воды на чистую. К температурным перепадам, в отличие от своих взрослых родственников, мальки, как правило, не слишком чувствительны, поэтому разумно будет придерживаться средней оптимальной температуры для аквариумных рыб, которая составляет +24-26 градусов. При этом старайтесь держать аквариум подальше от отопительных приборов, так как перегрев чреват гибелью потомства.

Грунт и растения

Аквариум для выведения потомства должен быть предельно чистым и удобным для проведения ежедневной уборки, поэтому грунт в нём будет лишним, ведь продукты жизнедеятельности и частички корма нужно удалять по мере их появления, чтобы малыши не отравились, а осевшие в грунте остатки могут стать причиной заражения воды.

Растений не должно быть слишком много, размещать нужно с учетом того, что им потребуется ежедневное промывание.

Понадобится ли дополнительное оборудование

Помимо термометра, который позволит контролировать температуру воды в детском аквариуме, вам может потребоваться фильтр средней мощности, для должного очищения воды. Слишком мощное устройство устанавливать нельзя, ведь мальки будут затягиваться внутрь фильтра. Не помешает установить также аэратор, который будет насыщать воду кислородом. Аэратор для аквариума

Чем кормить мальков

Мальки в отличие от взрослых рыб очень тяжело переносят нехватку пищи или нарушение режима кормления, это может привести к остановке развития или даже гибели от истощения. В первые дни жизни мальки могут питаться микроорганизмами, которые обнаружат на водорослях. Однако не стоит рассчитывать, что налет на растениях будет достаточным питанием для малышей, обычно он потребляется довольно быстро, поэтому мальков нужно понемногу подкармливать.

Идеально для мальков подходит живой корм. Корм для взрослых рыб, хотя и допустим к применению, может быть крупным для молодняка. Его использование лучше отложить на время, когда рыбки подрастут. Размер частиц корма должен примерно совпадать с размером глаза рыбки.

Мальков кормят часто, поэтому излишки корма, которые осели на дно аквариума нужно удалять через 2 часа после кормления, чтобы не произошло загрязнение воды.

ВИДЕО: КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ НА СВЕТ МАЛЬКИ

Икромечущих рыб

Личинки, вылупившиеся из икры, ещё некоторое время питаются за счет желточного мешка, однако когда они окончательно вылупляются и становятся мальками, к их питанию нужно подходить очень ответственно, поскольку малейший недостаток пищи может быть опасным.

До 30-дневного возраста мальков кормят через каждые 3-4 часа, но небольшими порциями, придерживаясь следующих правил:

  1. Начинать кормить мальков икромечущих рыб лучше с мелкой «живой пыли» (мельчайшие организмы) и инфузории, иногда используют отварной яичный желток или яичный порошок.
  2. На 3-4 день можно вводить в рацион «живую пыль» обыкновенного размера, нематод и молодую артемию. Период адаптации к этой пище занимает около недели, после чего допускается введение обычной артемии и нарезанного мотыля.
  3. После введения «взрослых» элементов рациона, не следует спешить, 2-3 недели нужно на адаптацию рыбок к корму.
  4. Следующим этапом вводят обычный комбикорм и к 30-дневному возрасту переводят рыб на обычный или мелкий корм для взрослых особей.

Живородящих рыб

Мальки живородок, как правило, более приспособлены к жизни сразу после рождения, поэтому схема введения корма у них более ускоренная, чем у икромечущих, хотя сам рацион не имеет существенных отличий:

  1. Первые 3-4 дня их также подкармливают мелкой «живой пылью», однако уже можно давать 2-3 дневную артемию и даже комбикорм самой мелкой фракции (до состояния пыли).
  2. Следующий этап включает в себя внедрение обычного комбикорма, нематод и измельченного мотыля.
  3. Через 3-4 дня мелкого мотыля или трубочника можно давать, не нарезая, наряду с обыкновенным комбикормом.
  4. Далее до 30-дневного возраста мальки могут питаться мелкофракционным кормом для взрослых особей, а по достижении 1 месяца их можно переводить на взрослый корм обычного помола.

Основные причины гибели малька в аквариуме и методы их устранения

Конечно, при разведении аквариумных рыбок не исключены потери потомства. Это может быть связано не только с неопытностью хозяина, но и с рядом других причин:

  • самая распространенная причина гибели малька — банальный недокорм. Появившиеся на свет рыбки нуждаются в пище уже в первые часы, если это время упущено, они могут погибнуть. Чтобы этого избежать, необходимо всегда иметь под рукой небольшой запас корма для мальков;
  • некачественный или просроченный корм. Эта причина следует из предыдущей, многие приобретают корм, не обращая внимания на сроки годности, в результате происходит отравление молодняка;
  • перенаселение аквариума. Многие рыбки гибнут в первые часы или дни в результате отравления водой, загрязненной продуктами жизнедеятельности сородичей и остатками корма. Для того, чтобы избежать такой ситуации, нужно заранее отсаживать самок для откладывания икры в отдельный аквариум или пересаживать в него беременных живородок, а также регулярно чистить и менять воду и промывать растения.

Мы рассмотрели основные этапы разведения мальков аквариумных рыбок и особенности ухода за ними. Это важный и ответственный процесс, требующий внимания и времени, однако при соблюдении несложных правил, он не принесёт владельцу чрезмерных хлопот и совсем скоро новые подросшие особи будут радовать глаз в общем аквариуме.

Как вырастить здоровых мальков декоративных рыб

Получить от аквариумных живородящих рыб здоровое потомство, способное продолжить и улучшить породу – далеко не так просто, как кажется, даже если речь идет о самых обычных гуппи, меченосцах или пецилиях. Мы хотели бы дать несколько простых, но полезных советов, которые помогут начинающему аквариумисту достичь успеха в разведении популярных пород декоративных рыбок.

Шаг 1: отбор взрослых рыб-производителей и оформление аквариума

Начинать заботу о будущем молодняке следует уже в момент подготовки аквариума для взрослых рыб. Он должен быть достаточно просторным: иначе природный инстинкт просто не позволит обитателям размножаться, подспудно подсказывая, что полноценное продолжение рода в стесненных условиях невозможно. Это первое. Второе – следует правильно рассчитать соотношение особей мужского и женского пола. Специалисты рекомендуют придерживаться пропорции примерно две самки на одного самца. Но здесь есть свои нюансы, зависящие от породы рыб: к примеру, не стоит запускать в аквариум 2-3 меченосцев, иначе они будут постоянно драться за доминантное положение; у этих рыбок должен быть либо один самец в стае, либо 4-5. Как показывает практика, для наибольшего успеха разведения меченосцев идеально подходит группа из 1 самца и 2 самок в аквариуме на 45-50 литров.

Читайте также:  Инструкция, эффективность и преимущества применения удобрения "Плантафол"

Разумеется, все предназначенные к размножению рыбы должны быть здоровы, сильны, энергичны. Что касается содержания аквариума, то необходимо:

  • внимательно следить за свежестью воды;
  • обеспечить хорошую фильтрацию;
  • создать растительные заросли и укрытия для рыбок (без проблем размножаются в совершенно пустом аквариуме, пожалуй, только гуппи; для других пород лучше создать достойный «антураж», располагающий к брачным играм);
  • не перекармливать аквариумных обитателей, чтобы они не стали ленивыми и сонными.

Шаг 2: роды и аквариум для мальков

Самый заметный и единственно точный признак, по которому опознают беременную самку – это увеличившееся округлое брюшко. Ориентация на черное «пятно беременности» не столь непогрешима: из-за особенностей расцветки у многих декоративных рыбок оно совершенно незаметно, как у пецилий, золотых меченосцев, черных моллиенезий и т.п. В среднем продолжительность беременности составляет около 1 месяца, но варьируется в зависимости от породы: Phalloceros caudimaculatus в аквариуме с хорошо налаженным подогревом вполне могут выметать мальков через три недели, а для самок меченосцев не являются аномалией роды на пятой неделе.

Отсаживать самку в другой аквариум рекомендуется в начале последней трети беременности. Перемещение рыбки – это всегда стресс, и на более позднем сроке он может повредить малькам или даже спровоцировать преждевременное рождение. Если относительно срока есть сомнения, лучше выполнить отсадку раньше.

Каким должен быть аквариум для мальков:

  • достаточно объемным, так как в слишком маленьком аквариуме мальки не всегда могут полноценно развиваться, и в результате достигают половой зрелости, будучи по величине меньше установленного стандарта (причем, у самцов мелкий размер становится генной доминантой и закрепляется в потомстве).
  • удобным для регулярной тщательной чистки; в идеале – без грунта, в котором скапливаются загрязнения и отходы жизнедеятельности.
  • оснащенным фильтром или аэрационной установкой; опытные заводчики рекомендуют аэрацию с поролоновым фильтром не слишком большой мощности – известны случаи, когда мощные импортные установки являлись причиной гибели рыбьей молоди в первые недели жизни.

Шаг 3: выращивание молоди

Мы уже говорили о достаточном объеме аквариума; конкретный размер емкости напрямую зависит от породы рыб. Для хорошего развития анаблепсов, например, лучше как можно раньше поместить их в 100-150 литровый аквариум, а мальки микропицилий отлично резвятся в объеме всего 30 литров.

Надо ли кормить мальков в первые часы после появления на свет? Если в аквариуме есть растительность, то в большинстве случаев имеющегося водорослевого налета будет достаточно для пропитания малышей 2-3 суток. Тем не менее, подкормка необходима: количество органических отложений в аквариуме невозможно рассчитать, и чем раньше мальки начнут брать корм, тем меньше шансов, что они останутся голодными.

  • Для кормления мальков можно использовать особые корма, продающиеся в специализированных магазинах, или смеси собственного приготовления в самых разных вариациях (конечно, второй вариант – для опытных аквариумистов).
  • В первые несколько суток лучше давать корм каждые полтора-два часа небольшими порциями, всего порядка 6-7 раз за день. По мере роста молоди частота кормлений уменьшается.
  • Если новорожденные мальки плохо берут сухой корм с поверхности из плавающей кормушки, его можно размешать в небольшой порции воды и влить в аквариум.
  • Не менее 1 раза в неделю надо выполнять подмену воды: фильтры не удаляют мельчайшие частицы органики и выделения мальков, и загрязненная вода затрудняет правильный обмен веществ у рыбок.
  • Подогрев воды необходим, но он не должен быть слишком сильным. На протяжении первых 14-15 дней лучше поддерживать температуру +25-28 о С, а в дальнейшем установить такой режим, чтобы в ночное время вода была холоднее на несколько градусов.

Если все мероприятия по выращиванию мальков выполнены правильно, вы получите молодых декоративных рыб, полностью соответствующих стандартам породы, с насыщенной окраской и отсутствием каких-либо проблем со здоровьем.

Конспект интегрированного занятия. «Как выращивают хлеб»

Галина Юркина
Конспект интегрированного занятия. «Как выращивают хлеб»

Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад “Ромашка”

– Закрепить знания старших дошкольников о хлебе, как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращивающих хлеб.

– Обогатить знания о том, как на столе появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем его съедим.

– Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе.

– Упражнять в счёте, знании геометрических фигур и цифр, умении выразительно читать стихи и инсценировать.

– Активизация словаря: колос, рожь, пшеница, косить, жать, молотить, элеватор, тракторист, комбайнер, мельник, пекарь.

– Развивать внимание, связную речь, память, активность и мелкую мускулатуру пальцев.

– Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей.

Методическое обеспечение: проектор, ноутбук, слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл, дидактическая игра «Логическая цепочка», пословицы и поговорки о хлебе, геометрическая мозаика «Колосок», изображение колосков, тракторов, шапочка каравая, атрибуты мельника, пекаря, тракториста и комбайнера.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Хлеб – всему голова», экскурсии на поле и зерно ток, заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе, сюжетно-ролевая игра «Уборка урожая», беседы о труде взрослых.

Ход занятия: (Воспитатель вносит каравай хлеба). Хлеб! Как мы часто говорим и слышим о нем! Проснутся утром в доме, и кто- то из семьи спешит купить к завтраку свежий хлеб.

«Вот он хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой;

Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём! (С. Погореловский).

Как же получается хлеб, тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Ответы детей).

Воспитатель обобщает ответы детей рассказом и показом слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл:

1 слайд. Хлеборобы уже зимой начинают думать о будущем урожае – делают снегозадержание, чтобы в почве было много влаги и выросло больше хлеба.

2 слайд. Трактористы вывозят на поле удобрения, для будущих всходов. Удобрения для растений, как витамины для ребят.

3 слайд. Весной в поле выходят трактора.У трактористов много работы: нужно вспахать, разрыхлить землю – приготовить мягкую постель для зёрен. Недаром,говорят: «Весенний день – год кормит».

4 слайд. На вспаханное поле вышли сеялки, которые сеют сразу в три ряда. Зёрна падают в землю ровно. Поля огромные и можно быстро засеять только с помощью техники.

5 слайд. Затем трактористы боронят засеянное поле.

6 слайд. Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже всё поле в золотых колосья Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны.

7 слайд. Наступает осень. Колосья стали золотыми, созрела рожь, пшеница. Пришла пора убирать урожай.Нельзя медлить: колосья могут осыпаться и зёрна упадут на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, отделяя зёрна от колосьев. Спешат комбайнеры собрать урожай, пока стоит хорошая погода.

8 слайд. Собран урожай. Машины везут зерно в новый дом – огромный элеватор, где хранится зерно.

9 слайд. Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, где его размалывают в муку с помощью электрических мельниц. Муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни.

10 слайд. Пекари пекут из муки хлеб, батоны, булки.

11 слайд. Хлеб привозят в магазины специальные машины. В магазинах люди покупают хлеб.

12 слайд. Хлеб нужен каждому человеку.Народная пословица гласит: «Хлеб – всему голова». Много людей работает, чтобы хлеб попал к нам на стол. Нужно беречь хлеб. Хлеб – наше богатство. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его!

А сейчас давайте поиграем в «Логическую цепочку». (Дети раскладывают картинки по порядку, по цифрам, чтобы получился путь к хлебу, как на слайд-шоу).

Физ.минутка: Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. (Ходьба до 10).

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться).

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны).

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! (Прыжки до 6).

Хлеб – одно из величайших творений рук человеческих, результат труда земледельца, взрастившего золотой колос с драгоценным зерном. Крохотное хлебное зёрнышко вмещает много полезных для здоровья минеральных веществ, витаминов, углеводов и белка. Поистине, зерно жизни! А какой формы зерно? Давайте соберём из зёрен пшеничный колосок.

Проводится игра «Кто скорее соберёт колосок» из геометрической мозаики.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?

– Хвала рукам, что пахнут хлебом!

– И обед ни в обед, коли хлеба нет!

Хлебушко – калачу дедушка.

– Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной!

– Золото и серебро – только камни, а пшеница – драгоценность!

Ребята, давайте поиграем в каравай и вспомним профессии людей, которые трудятся, чтобы мы каждый день кушали вкусный и полезный хлеб.

Проводится инсценировка «Праздник урожая» (поэтический текст Т. Коломиец, русский текст В. Приходько).

Гусеница из фантиков Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад “Ромашка” Мои дошколята очень любят мастерить различные поделки из природного и бросового.

Открытое занятие. «Хлеб всему голова» Образовательная область: Познание Группа: Старшая, подготовительная. Тема: «Хлеб всему голова» Цель: Познакомить детей с процессом выращивания.

Как выращивают хлеб

Презентация к уроку

Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.

Задачи:

  • Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба;
  • Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в разное время;
  • Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность, на механизацию труда;
  • Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;
  • Закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях и техники;
  • Формировать представление о разнообразных хлебобулочных изделиях;

Материал к занятию: Колосья пшеницы, ржи; несколько кусочков ржаного и пшеничного хлеба; картинки с изображением хлебобулочных изделий;

Ход занятия

В-ль: Ребята, к нам в группу пожаловал гость, а вот кто это, вы должны угадать:

Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.

Дети: Мельник.

В-ль: Правильно, к нам в гости пожаловал наш друг Мельник, встречайте его.

Мельник: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Посмотрите, я пришел к вам не с пустыми руками. Я принес для вас интересную историю о маленьком кусочке хлеба. Давайте посмотрим ее.

(Мельник пользуясь презентацией рассказывает как выращивают хлеб.)

Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?

Дети: земля, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий

Мельник: Молодцы, вы все правильно сказали. А сейчас мы отправимся в путешествие на поле, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас.

Перед вами земля. Как вы думаете, что же сначала надо сделать?

Дети: Вспахать землю.

Мельник: Правильно. В давние времена люди это делали с помощью лошадей и плуга, а сейчас им в этом помогают машины.

Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастит хлеб?

Дети: Зерна.

Мельник: (достает пшеничные и ржаные колоски и показывает детям)

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких как я
Будет целая семья.

Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним. У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.

Читайте также:  Бурозубка: фото зверька и опасность его присутствия в огороде

Посмотрите, какие еще бывают зерновые культуры.

Раньше люди садили хлеб в ручную, посмотрите как они это делали. А теперь хлеб сажают с помощь. Специальной техники.

По земле сырой и жесткой,
Там где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой
Зерна, сыпались как дождик,
Точно дождик золотой.

Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?

Дети: Потому что люди работали до поздна.

Мельник: Правильно. Работали допоздна, чтобы успеть посадить все, потому что растениям нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти.

Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.

Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.

Что же делает комбайн? Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Но так было не всегда. Когда не было таких чудо-машин, люди собирали урожай вручную, а потом обмалывали колосья.

Затем зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везли на мельницу. Посмотрите, сколько разных мельниц люди придумали. Вот это – ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку.

Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.

(Вращательные движения руками перед собой.)

А теперь вращаем жернова.

Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть
Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!

(Показ муки на тарелочке).

А вот водяная мельница. Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Вода лилась на такие ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова. И вот люди придумали лучшего помощника – электрическую мельницу. Большая электрическая мельница – это целый завод, она может намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча водяных и ветряных мельниц.

А что же теперь делать с мукой? Куда ее везти? Опять на помощь людям приходят машины.

Богатырь – муковоз
На завод муку привез.

Проводится дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»

Дети встают в круг. Мельник по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет, что можно приготовить из муки.

Мельник: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь продолжим. Что же сначала надо сделать, чтобы приготовить хлеб, булочки, кренделя?

Мельник: Правильно. Надо замесить тесто. А какие нужны продукты, чтобы замесить тесто?

Дети: Мука, вода, сахар, соль, масло, дрожжи.

Мельник: Посмотрите, как замешивали тесто раньше.

Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.

Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают
Дрожжи тесто раздували. воздух).
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли – (имитация взбивания теста)
И весёлкой повзбивали.

– Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.

Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому выпекать хлеб на хлебозаводах людям помогают специальные машины. Громадные чаши наполняются нужными продуктами и замешиваются. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции. Затем хлеб выпекают в специальных печах. Готовый продукт отправляют в магазины.
Ребята, а для чего нам нужен хлеб?

Мельник: Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт на нашем столе. Он составляет основу всего питания человека. Недаром говорят: «Хлеб всему голова.»

А вы ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?

«Худ обед, коли хлеба нет.»

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.»

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.»

Молодцы! Вы увидели как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему следует бережно относиться, т.е. не бросать на пол, не топтать. Все люди мира ценят хлеб и знают, что «Хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените. А сейчас примите от меня угощение.

Как вырастить хлеб? Посадка зерновых культур и уход за ними

Хлеб является продуктом, занимающим первое место в жизни любого человека на земле. Благодаря ему, людям удалось пережить большое количество воен, основной целью которых был захват плодородной земли. О хлебе сложено много разных поговорок, рассказов и песен. Недаром в народной мудрости сказано: «Хлеб – всему голова». Каким образом выращивают хлеб? Как происходит посадка, а также уход за зерновыми Вы можете узнать прочитав эту статью.

Кто занимается выращиванием зерновых культур?

Когда-то это делали крестьяне-земледельцы, а в наше время, человека который выращивает хлеб принято называть хлеборобом. Однако, такое название профессии является обобщенным, а для того чтобы хлеб попал на Ваш стол, приходится потрудится людям очень многих профессий.

В данном деле принимает участие слаженная команда сельскохозяйственных тружеников таких профессий как:

  • Селекционеры, благодаря работе которых появляются новые сорта зерновых.
  • Агрономы, контролирующие состояние земли и семян в зимний период.
  • Трактористы, которые вспахивают и боронуют землю, а также занимаются посевом.
  • Комбайнеры, без которых невозможно представить уборку урожая.
  • Водители, которые доставляют зерно в зернохранилища и комбинаты хлебопродуктов.
  • Пилоты, при помощи которых проводится обработка зерновых культур специальными средствами для защиты от вредителей.

Выращивание зерновых

К зерновым культурам относятся: рожь, пшеница, ячмень и овес. Возделывают данные культуры придерживаясь определенных этапов:

  • Проведение основной, а также предпосевной обработки почвы.
  • Внесение нужных удобрений.
  • Подготовка семян и непосредственное засеивание.
  • Регулярное ухаживание за культурой.
  • Своевременная уборка.

Посевные сроки

Зависимо от времени посева, зерновые могут быть яровыми или озимыми. Яровые засевают весной, а озимые осенью. Занимаясь выращиванием зерновых нужно знать определять сроки, когда нужно начинать процесс заделки семян в почву. Озимые культуры должны быть засеяны до того, как наступят зимние холода, чтобы на них могли сформироваться 3-4 побега, а яровые нужно засеивать ориентируясь на состояние земли. Оптимальный период — это апрель.

Обработка земли

Перед тем как производить посев, необходимо произвести вспахивание земли. На ней не должно остаться растительных остатков после прошлогодней уборки урожая. Во время процесса вспашки также нужно внести в почву удобрения. При условии что на земле будет расти яровая культура, весной почву нужно пробороновать, если же там будут расти озимые — должна быть проведена культивация.

Посадка семян

Посадка производится в заранее подготовленную землю. Материал для посадки не должен быть поврежденным, а для избежания заражения семян, они должны пройти процесс протравливания. Озимые культуры выращиваются из семян с прошлого урожая. После посева материал необходимо прикатать для достижения максимального контакта зерна и земли.

Правильное ухаживание

Для получения хорошего урожая, зерновые культуры нуждаются в регулярном уходе. Для этого должны быть произведены такие мероприятия:

  • Защита зерновых от болезней или повреждений вредителями при помощи обработки химпрепаратами.
  • Своевременное удаление сорняков при помощи гербицидов.
  • Подкармливание зерновых составами, которые содержат азот.

Уборка урожая

Уборку зерновых можно проводить при помощи трех способов:

  • Раздельный способ. Данный способ применяется при уборке созревающих в разное время или засоренных культур.
  • Трехфазный способ. При данном виде уборки зерновые скашиваются в валки, которые собирают и доставляют в специальные помещения, в которых происходит дальнейший обмолот.
  • Прямое комбайнирование. Данный вид является максимально эффективным, используют его при 95% зрелости зерновых.

Каким образом раньше выращивался хлеб?

В древние времена, перед тем как засеять землю пшеницей, люди вынуждены были подготовить ее. Работа эта была не из легких, так как огромная часть территорий Руси была занята густыми непроходимыми лесами. Люди вначале корчевали лес, чистили землю и вспахивали ее. Все это делалось при помощи самодельных инструментов для обработки.

Посев зерна в древние времена

На Руси новый год начинался весной. От посевной зависело то, на сколько будущий год будет сытным. Семена для посева сохранялись максимально бережно, чтобы раньше чем нужно не допустить их прорастания. Больше чем один год посадочное зерно не хранилось, так как по истечению этого срока у него уже не хватало сил для прорастания.

Самое удачное время для посева определялось крестьянами при помощи народных примет. К примеру, если после того как реки разливались уровень воды был очень велик, яровые культуры надо было засеивать как можно раньше, а если уровень был очень низким — поздно. Сеяли зерновые крестьяне и в осенний период. Это были озимые культуры и засеять их всегда старались до наступления холодов. Чтобы до наступления морозов растения успевали прорасти.

Жатва

Жатва всегда являлась самым ответственным мероприятием в процессе выращивания хлеба. Очень важно провести ее своевременно и при хорошей погоде. Время для жатвы определялось крестьянами-хлеборобами по своим специальным наблюдениям. Тогда зерно на спелость определяли зубами — после того как оно начинало хрустеть, его можно было начинать убирать.

Уборка зерновых требовала огромнейших трудозатрат и из-за этого ее всегда проводили всей семьей. На поле тогда выходили не лишь взрослые члены семьи, а и дети. Процесс выращивания хлеба для них не являлся секретом, так как им приходилось с самого детства работать на поле. Если урожай был на столько большим, что семья сама не могла с ним справиться — на помощь звали своих соседей. Уборкой зерна было заниматься тяжело, однако, данная работа приносила для людей большую радость — процесс уборки всегда сопровождался веселыми песнями. Вся работу нужно было делать вручную, при помощи кос и серпов.

Дети, которые живут в современном мире, особенно те, которые живут в городах и родители которых не работают в сельскохозяйственной сфере, о том как выращивается хлеб могут узнать их таких рассказов как «3 калача и 1 баранка».

Обмолачивание зерна

Процесс жатвы крестьяне обычно заканчивали до средины августа. Снопы транспортировали с полей на просушку. Для этого ими использовались:

  • Рига — большая постройка в которой была размещена специальная печь. В риге одновременно можно было просушивать около 5000 снопов.
  • Овин — небольшая хозяйственная постройка, в которой одновременно можно было сушить около 500 снопов.

После качественной просушки, все зерно отвозилось на гумно (специальный участок, который был огорожен забором). Тут зерно хранилось и обмолачивалось. Данная работа считалась самой тяжелой. По снопам били молотилом до того времени, пока с колосков не сбивали последнее зернышко. Обмолот не всегда делали сразу, этот этап работы мог производится даже в осенний период, а иногда и зимой. Все обмолоченное зерно тщательно провеивали, после чего его отправляли на мельницу для перемалывания. А из получившейся муки всеми хозяйками пекся хлеб, который во все времена принято было считать самым большим сокровищем. Вот поэтому у нас в стране и относятся к хлебу с таким почитанием и уважением.

Ссылка на основную публикацию